Почему-то считается, что в Средние века люди совсем не мылись. Распространенное заблуждение: мылись, да еще как!
Хотя человеческое тело считалось сосудом греховным, и приветствовалось всяческое уничижение плоти, хотя монахи твердили, что чистота и сладострастие взаимосвязаны и вместе должны быть искоренены, — все равно культура мытья утрачена еще не была, ведь существовали общественные бани. Художник Э.Блейр-Лейтон
Все еще сохранились те римские термы, которые римляне-захватчики настроили по всей Европе: они умели строить на века и даже на тысячелетия. Имелись так же бани, которые построенные позже, по образу и подобию терм, но меньше масштабом и не так богато украшенные.
В бани ходили и мужчины, и женщины. Некоторые историки утверждают, что в отличие от терм или русских общественных бань, в средневековой Европе мужчины и женщины мылись вместе, не считая это зазорным.
Другие в этом сомневаются: все же нравы были суровые, какое уж тут совместное мытье...
Однако существует несколько гравюр – не то обличающих банный разврат, не то фиксирующих банные традиции – на которых мужчины и женщины купаются в бассейне вместе.
Там работали профессиональные банщики, умеющие не только как следует отскрести грязь с клиента, но вправить вывих или грыжу, отварить кровь или поставить клизму, в общем – на все руки мастера! Художник Э.Блейр-Лейтон
Вместо мочалок использовались куски жесткой льняной ткани.
Вместо мыла – мыльный корень или корень аптечной мыльнянки: его добывали из Saponaria officinalis, многолетнего растения из семейства гвоздичных, которое содержит острое вещество, называемое сапонином, слизь и камедь. В воде корень дает пену, хорошо отмывает и даже служит для вывода пятен. Конечно, для кожи такое мыло было не слишком полезно, поэтому знатным господам на кожу наносили миндальное или овсяное молоко: кашицу из распаренного миндаля или овса.
Монахи и монашки в бани не ходили, мылись в монастырской мыльне, причем – не снимая рубашки, чтобы не обнажать срамных мест. Такое мытье, само собой, было не слишком качественным.
Некоторые рыцари во времена Крестовых походов давали обет не мыться, пока Гроб Господень не вернется в руки праведных. Особенно этим злоупотребляли рыцари-тамплиеры. Сохранилось немало воспоминаний о том, что этих славных рыцарей сопровождал скверный запах.
Вообще же – даже в придорожных гостиницах имелись рядом с кухней небольшие мыльни, где гости могли ополоснуться из кувшина и обтереться полотном.
А вот навык чистки зубов был полностью утрачен, поэтому в Средневековье были так востребованы бродячие зубодеры, приходившие в город во время ярмарки: к ним всегда выстраивались очереди страждущих, потому что предложенные лекарями средства от зубной боли не помогали, да и помочь не могли – лечить предлагали паутиной, печеным чесноком, да червивыми яблоками. Часто к зрелым годам люди теряли половину зубов, если не все вообще.
Дамы в средние века тело прятали под просторным плотным и многослойным одеянием, волосы прятали под сложным головным убором, и казалось бы – не так уж много оставалось для разглядывания.. Художник Э.Блейр-Лейтон
Однако же мужчины всегда исхитрялись разглядеть все, что им было нужно. А в Средние века за красоту почитались все признаки аристократизма и юности: белизна и гладкость кожи, хрупкое телосложение, узкая талия, маленькая грудь, миниатюрные ручки и ножки.
Поскольку замуж тогда выдавали едва созревших девочек одиннадцати-двенадцати лет, с хрупкостью у признанных красавиц проблем не было. А вот белизны и гладкости кожи приходилось добиваться искусственными способами. Все разумные рецепты времен Древнего Мира были забыты. Аптекари не хуже ведьм смешивали в своих котлах сернистый мышьяк, негашеную известь, пепел ежа, кровь летучей мыши, пчелиный яд, ртуть, слизь улиток... В лучшем случае все это хотя бы не приносило вреда. Но чаще приносило, да еще какой! Для придания коже необходимой белизны в ход шли все те же свинцовые белила.
Но существовал и менее вредный способ отбеливания и смягчения кожи: с помощью миндального молочка, взбитого с яичным белком, а в южных странах – сок лимона, так же взбитый с яичным белком. Художник Э.Блейр-Лейтон
Что придумали в Средневековье и чем пользуются по сей день:
Мыло;
Отбеливающие маски. Франсуа Вийон
"Баллада о сеньорах былых времен"
Скажите мне, где они, в какой стране
Таис и Флоры сладостные тени?
И где приявшая конец в огне
Святая девственница — дщерь Лоррени?
Где нимфа Эхо, чей напев весенний
Порой тревожил речки тихий брег,
Чья красота была всех совершенней?
Но где же он — где прошлогодний снег?
Где Берта и Алиса — где оне?
О них мои томительные песни.
Где дама, плакавшая в тишине,
Что Буридана утопила в Сене?
О где оне, подобны легкой пене?
Где Элоиза, из-за коей век
Окончил Пьер под схимой отречений?
Но где же он — где прошлогодний снег?
Я королеву Бланш узрю ль во сне?
По песням равная былой сирене,
Что запевала на морской волне,
В каком краю она — каких пленений? Художник Э.Блейр-Лейтон
Еще спрошу о сладостной Елене.
О дева дев, кто их расцвет пресек?
И где оне, владычицы видений?
Но где же он — где прошлогодний снег?
Знаменитые красавицы Средневековья
Прекрасная Розамунда – Красавица Розамунда Клиффорд, возлюбленная английского короля Генриха II. Опасаясь ревности своей супруги, Элеоноры Аквитанской, король отвез Розамунду в уединенный замок и навещал ее там. Но королева изыскала способ отравить любовницу мужа. В наказание Генрих отлучил жену от супружеского ложа и отправил в изгнание, а Элеонора настроила против него сыновей, что привело к длительной междоусобице в стране. Художник Дж.Уотерхауз Королева Жанна Наваррская — супруга французского короля Филиппа Красивого. Славилась своей прекрасной фигурой, а так же непомерным сластолюбием.
Для удовлетворения похоти заманивала в Нельскую башню мужчин, а для сохранения тайны после утех убивала своих любовников и сбрасывала их тела в Сену. Королева Изабелла Французская Волчица — дочь французского короля Филиппа Красивого, жена английского короля Эдуарда II. Славилась своими золотыми волосами, ослепительной белизной кожи, умом, образованием и умением сохранять внешнюю невозмутимость.
Прозвище получила, когда восстала против мужа и жестоко убила его, чтобы возвести на престол своего сына, который стал английским королем Эдуардом III и, по наущению матушки, предъявил права на французский престол, в результате чего началась Столетняя война. Аньес Сорель – возлюбленная французского короля Карла VII, прославилась ангельским совершенством лица и великолепной формой груди, для демонстрации коей ввела в моду смелое декольте, запечатленное на многих картинах того времени. Художник Jean_Fouquet
Аньес упрекали в чрезмерном злоупотреблении роскошью: она коллекционировала драгоценности и благовония, любила восточный шелк и русские меха (уже тогда они пользовались популярностью в Европе). Особенно возмутительным ее сибаритство выглядело на фоне общей бедности: страна была истерзана столетней войной, крестьянскими бунтами и междоусобицей. Но короля Аньес любила искренне. Будучи на девятом месяце беременности, она узнала, будто на Карла VII готовится покушение, и поехала предупредить его. Кареты в ту пору были безрессорные, Аньес сильно растрясло, у нее начались роды, но она терпела муки и продолжала гнать коней – чтобы спасти любимого. Художник Дж.Уотерхауз
Аньес Сорель умерла от родов в буквальном смысле на руках Карла VII, но успела предупредить его о готовящемся покушении.