|
Великий Зигмунд Фрейд оставил нам в наследие не только идею бессознательного и психоанализ, но и уникальные афоризмы. Эти афоризмы заставляют задуматься над различными сторонами нашей жизни и сами по себе обладают замечательным психотерапевтическим эффектом.
• Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти..
• Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
• Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос:
“Чего хочет женщина?”
• Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.
• Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.
• Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.
• У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания,
в которых он не сознается даже себе самому.
• Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания,
нежели к тому, чтобы получить удовольствие.
• Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.
• В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей.
• Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.
• Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.
• Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.
• В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.
• Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.
• Когда люди женятся, они более – в большинстве случаев – не живут друг для друга, как они это делали ранее. Скорее они живут друг с другом для кого-то третьего, и для мужа вскоре появляются опасные соперники: домашнее хозяйство и детская.
• Мы находим жизнь слишком трудной для нас; она навлекает слишком много боли, череду
разочарований, неосуществимые задачи. Мы не можем обойтись без успокоительных средств.
• Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
• Мы все в глубине души считаем, что у нас есть основания быть в обиде на судьбу и природу за ущерб, как врожденный, так и нанесенный нам в детстве; все мы требуем компенсаций за оскорбления, нанесенные в наши юные годы нашему самолюбию. Отсюда проистекает претензия на исключение, на право не считаться с теми сомнениями и опасениями, которые останавливают остальных людей.
• Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальчиков. Он выдает себя всеми порами.
• Каждый философ, писатель и биограф придумывает свою собственную психологию, выдвигает свои гипотезы о закономерностях и целях душевных актов. В области психологии отсутствуют уважение и авторитет. Здесь любой может следуя своим собственным вкусам “заниматься браконьерством”.
• Толкование сновидений – это царская дорога к познанию бессознательного в душевной жизни.
• В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.
• Желание, исполнение которого представляет собой сон, проистекает из детской жизни, а потому человек, к своему удивлению, обнаруживает в сновидении ребенка, продолжающего жить своими импульсами.
• Всякий раз, когда в жизни кто-то становится на нашем пути, а при сложности жизненных отношений это случается весьма часто, сновидение тотчас же готово убить его, будь это отец, мать, брат, сестра, или супруг.
• Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
• Сновидение никогда не занимается пустяками; мы не допускаем, чтобы незначительное тревожило нас во сне. Внешне невинные сновидения оказываются небезобидными, если заняться их толкованием; если можно так выразиться, у них всегда есть “камень за пазухой”.
• Когда старая дева заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед. Все коллекционеры – своего рода Дон Жуаны.
• Терпимое отношение к жизни остается первейшим долгом всех живых существ.
• Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.
• Неудовлетворенные желания – движущие силы мечтаний, а каждая фантазия по отдельности – это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности.
• Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр. Каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок.
• Благоразумие составляет лишь часть душевной жизни. Кроме него в душе происходит еще много неблагоразумного, а потому и бывает так, что мы совершенно неблагоразумно
стыдимся наших сновидений.
• Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствия в ближайшее время обещанием
несравненно больших и более ценных радостей в некоем потустороннем мире.
• Сама по себе любовь – как страдание, лишение – снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает.
• Человек любит то, что не хватает его “Я” для достижения идеала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|