Pin-up: лучшие «куколки» за 100 лет |
Можно не знать, что такое пин-ап, можно любить и можно фыркать. Но невозможно оторваться. Разбираемся и любуемся.
Какие ассоциации приходят в голову при слове pin-up? У большинства это пятидесятые годы, блондинки, пышные юбки и бюст, чулочки, легкомыслие, эротика – в общем, Америка в лучшем виде. А как оно было на самом деле? Откуда взялось и как развивалось, почему ушло и зачем возвращается снова?
Во-первых, не 50-е, как многим кажется. И не 40-е, хотя само название pin-up, что означает «прикалывать», появилось именно в эти годы. И даже не 30-е. История этого стиля начинается еще с последнего десятилетия XIX века.
Родоначальником искусства пин-ап принято считать Чарльза Дана Гибсона. Выдающийся художник и иллюстратор наблюдал за повседневной жизнью своих соотечественников и изображал ее в сатирических или романтических рисунках.
Так была создана основная идея искусства пин-ап – изображение идеальной девушки, и так родилась известная «девушка Гибсона», с годами эволюционировавшая в пин-ап-герл. Это была особа с высокой пышной прической, тонкой талией, объемной грудью и широкими бедрами. Она носила накрахмаленные блузки и обладала свободным нравом, благодаря своей очаровательной внешности всегда доминировала над мужчинами. И нередко изображалась властно придавливавшей поклонников каблуком.
Сам художник говорил об этом образе: «Я увидел ее на улице, я увидел ее в театре, я увидел ее в церкви. Я увидел ее везде и изучил всюду. Я видел ее бездельничающей на Пятой Авеню и работающей за прилавком магазина. Нация сделала ее типажом».
Это очень важный принцип пин-апа – повседневность. Изображение роскошной, сводящей мужчин с ума красотки в будничной обстановке и за простыми занятиями.
«Девушки Гибсона» были популярны на протяжении 20 лет, изображалась на посуде, постельном белье, одежде, ширмах, пепельницах, веерах и других аксессуарах. Мужчины коллекционировали всевозможные безделушки только ради изящной красотки.
Еще одним художником того времени, рисовавшем в схожем стиле и создавшем свою «девушку» был Говард Кристи. Вместе с Гибсоном они создали эталон женской сексапильности, культовый образ рубежа XIX-XX вв и поместили его на печатную рекламу компании Coca-Cola. Так появился еще один принцип пин-апа: плакатность.
Ну а Cocа-Cola оказалась первой компанией, которая позволила себе использовать в рекламных целях женскую красоту. Ее примеру последовали Kodak, General Motors и другие крупные фирмы.
По мере роста тиражей печатной продукции все больше журналов старались привлечь читателя обложкой с сексапильной девушкой, даже если это никак не было связано с содержанием номера. И им это удалось.
Журналы расходились как горячие пирожки. Первопроходцем стал Life, в 1930 году вышел номер с изящно выгнувшейся красоткой – явный намек на эротику. Затем и все остальные популярные издания подхватили удачный рекламный ход: Cosmopolitan, Esquire, Times.
Картинки, именно картинки, не смотря на то, что уже вовсю расцветала фотоиндустрия. С натуры, с готового фото, на крайний случай просто раскрашивали вручную готовый снимок.
Пин-ап – дело рук художника-иллюстратора в первую очередь. Особенность таких картинок в четко прорисованных деталях. Карточку пин-ап надо разглядывать, рассматривать каждую складочку на юбке, каждую завязочку и бантик на чулочке.
Несмотря на то, что изображения носили явный эротический характер, они соответствовали нормам цензуры того времени. Вульгарщины и откровенной сексуальности с обнажением интимных зон женского тела Америка тех годов не потерпела бы. Так что все было прикрыто, оставался лишь будоражащий намек.
Лукаво подмигивающие девицы сводили страну с ума. Для любителей таких «куколок» создавались специальные издания. Мужчины теряли головы от спавшей бретельки, а женщины во всем старались походить на плакатных красоток, копируя прически, стиль, додумывая характерные манеры. Пин-ап сыграл значительную роль в зарождении сексуальной революции, в желании женщин проявлять свою активность в этом вопросе.
Появилась весьма престижная профессия, получившая название «пин-ап-герл». В основном это были манекенщицы, актрисы и певицы, позировавшие для очередной обложки журнала или рекламного плаката. За одну картинку модель получала до 1000$. Для многих журналов это были огромные деньги, но результат того стоил.
Золотым временем для пин-апа стали 40-е. С началом войны Америка начала пропаганду гетеросекусальности для военных, увеличив тиражи журналов с изображениями «куколок». Стали выпускаться специальные календари на стену. Наборы карточек.
А особенно популярны были зажигалки Zippo с картинками пин-ап и игральные карты. В общем все, что могло скрасить одиночество моряков и солдат на фронте.
Сексапильные девушки рисовались на торпедах, вертолетах, самолетах, танках и прочей военной технике. Как раз в 1941 году и появилось название жанра «пин-ап», когда одинокие вояки в казармах стали прикалывать картинки с девочками на стены.
Реальными звездами-моделями для пин-апа 40-х годов были Бетти Грейбл и Рита Хейворт. Бетти Грейбл прогремела благодаря фотографии в купальнике. Позднее Life внес это фото в список «100 фотографий, изменивших мир».
Ну еще бы, солдаты устраивали свои войны за такой плакат! Ножки Грейбл были застрахованы на 1 000 000 $. Да и сама модель говорила: «У моего успеха есть две причины, я стою на обеих». Вот так и расцветала индустрия внешности, где успех зависел от аккуратной щиколотки и удачно сложенных губок.
Рита Хейворт в первую очередь была актрисой, ее имя включено в список 100 величайших звезд кино. Но изображения красавицы в стиле пин-ап были не менее популярны. Помните момент из фильма «Побег из Шоушенка», где главный герой заказал себе в камеру плакат? Вот на плакате и есть всеми обожаемая Рита.
О знаменитом образе Риты Хейворт из фильма «Джильда» читайте в нашем обзоре «Снимите это немедленно: культовые платья, снявшиеся в кино» >>
За десятилетие с 40-х по 50-е года сформировались четкие принципы стиля пин-ап. Это девушка с идеализированной внешностью: широкие бедра, узкая талия, пышный бюст, аккуратные миниатюрные ножки, густые локоны, алые губы, большие глаза со стрелками и длинными ресницами. Очаровательная улыбка. Подмигивания. Или же самое любимое выражение лица - «упс».
«Ooops» - потому что красавица должна непременно находится в пикантной непредвиденной ситуации. Но обязательно повседневной. Зацепилась юбочка за дерево, обнажив ножку в чулке до бедра, спала лямочка платья. Упало яблоко из пакета с продуктами, нагнулась подобрать – а платье коротковато. Ну, с кем не бывает? Кроме того, среди излюбленных тем готовка еды в соблазняющей позе, разговор по телефону с закинутыми ножками и прочие милые женские хлопоты.
Одежда и аксессуары тоже немаловажны. Платья должны быть затянуты на талии и подчеркивать все изгибы. Юбки накрахмалены, плечи обнажены. Кстати, такой эстетике в одежде пин-апа поспособствовал Кристиан Диор со своим new look 50-х.
Обувь – туфельки с цветочком или брошкой, аксессуары – легкий развевающийся шарфик, чулочки, ленточка или цветочек в волосах.
В 50-е года пин-ап стал носить более откровенный характер. Что логично. Чем дальше, тем жаднее публика. В эти годы у многих иллюстраторов был свой фирменный почерк. Например, Эдвард Рунчи изображал девушек в опасных ситуация.
А у «куколок» Арта Фрама неожиданно спадали трусики.
Дуэйн Брайерс рисовал пин-ап девушку размера плюс. Его Хильда была не менее популярна, чем пин-аповские стройняшки. Кстати, пин-ап отнюдь не пропагандировал худобу. Все модели были с пикантными формами.
Одним из самых значимых и востребованных художников пин-апа того времени был Элвгрен Джил. Он рисовал девушек-соседок, застигнутых врасплох в какой-нибудь неловкий момент. Именно работы Джила были наиболее популярны в рекламе. Cocа-Cola и General Electric буквально дрались за художника. Также на его счету наибольшее количество проиллюстрированных журналов.
В 50-е годы звездами пин-апа считалась Мэрилин Монро, Брижит Бардо и Бетти Пейдж. Знаменитая сцена из киноленты «Зуд седьмого года» с Монро, где героиня стоит над вентиляционной системе и поток воздуха поднимает легкое белое платье - вот типичная сценка пин-апа. А Брижит Бардо словно родилась для того, чтобы стать «куколкой» – с таким-то взглядом и губами!
Но королевой пин-апа принято считать Бетти Пейдж. В те годы модель поднялась до статуса секс-символа и стала одним из предвестников сексуальной революции. И, кстати, помимо иллюстраций работала моделью и в обнаженных фотосессиях.
Вообще, несмотря на фривольности, пин-ап в 50-е уже доживал свой век. Хоть он и позволил себе полуобнаженные женские тела, но наступала беспощадная эпоха фотографии. И к 60-м интерес к классическому пин-апу пропал.
Многие считают, что именно жанр пин-ап дал толчок к развитию порнографии. Так, поздние работы носили все более вульгарный и провокационный характер. А ведь изначально девушки пин-ап должны были представать нежными, забавными и очаровательными. Так или иначе, для американской культуры в целом жанр сыграл важнейшую роль.
Но не думайте, что пин-ап канул в небытие – существует и его современный вариант. Более того, существует даже «советский пин-ап». В этом жанре творит российский художник Валерий Барыкин. Он совместил советские плакаты и американские пин-аповские постеры. Хорошо вышло или не очень – судить вам.
На работах Барыкина практически всегда изображен второй персонаж – мужчина, в пин-апе это встречалось крайне редко. Но изобразить советскую женщину в стиле американской легкомысленной «куколки» крайне трудно, она тут же перестает быть советской. А вот мужчина-рабочий – это прямо символ Советского Союза. И пусть на большинстве картинок он смахивает на маньяка, на волне нескончаемой ностальгии по СССР такой пин-ап имеет место быть.
Пин-ап сегодня – это дань моде. Известные модельеры по сей день выпускают коллекции одежды в этом стиле. Очень популярны фотосессии «в образе». Многие атрибуты: ленточки для волос, джинсовые комбинезоны, пышные юбки – вновь возвращаются в моду. Летние улицы из года в год все больше походят на американские ретроплакаты. А уж выражение лица «упс» - вообще вечный спутник селфи. Словом, пин-ап в различных элементах стиля и сегодня продолжает жить и радовать глаз. Почти всегда.
Разбиралась и любовалась Екатерина Вучина
Рубрики: | искусство ретро женская красота интересно познавательно мотиваторы MISTER_MIGELL хорошее настроение |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |