Укушенная куртизанка |
Еще один грандиозный скандал Парижского Салона: «Женщина, укушенная змеей».
Мраморная скульптура, сделанная по заказу промышленника Альфреда Моссельмана, была впервые выставлена в Парижском Салоне в 1847 году.
Как ее только не «поливали»!!!! Яркая, выразительная чувственность скульптуры довела до белого каления критиков. Скульптора обвиняли в бесстыдстве, а работу - в неприкрытом эротизме.
Среди главных обвинителей был Гюстав Планш, заявивший, что эта скульптура не художественная аллегория, а откровенный показ плотских чувств.
Ну, еще бы – он прекрасно знал модель, да она была, в общем, хорошо известна всему парижскому бомонду.
Это представительница дам полусвета Аполлония Сабатье 1822 — 1889, — французская художница, модель, содержанка, хозяйка литературного салона.
Аполлония Сабатье - внебрачная дочь прачки, вышедшей потом замуж за солдата по фамилии Саватье.
В её салоне на улице Фрошо (IX округ Парижа) бывали Гюго, Сент-Бёв, Мюссе, Готье, Флобер, Дюма, Эдмон Гонкур (он дал ей прозвище Президентша, привившееся потом в этом кругу), Берлиоз, Мане, Доре, Жалабер и др.
Со многими из них Сабатье состояла в переписке, несколько из них оставили о ней мемуары.
Да она была, похоже умница, обладающая хорошим вкусом дама! И вместе с Жанной Дюваль (о Дюваль я писала), вдохновительницей книги стихов Бодлера Цветы зла.
Позировала Курбе, другим художникам и скульпторам 1840-1860 годов.
Была любовницей бельгийского дельца Альфреда Моссельмана (1810-1867, они изображены вместе на картине Курбе "Мастерская художника").
После его смерти вышла замуж за известного коллекционера сэра Ричарда Уоллеса (1818-1890), подарившего Парижу, Нанси, Реймсу, Лондону и другим городам мира десятки уличных фонтанчиков с питьевой водой (они носят имя баронета)
Она распространяла вокруг себя счастье и свет, одевалась со вкусом и фантазией, не следуя моде. Вернее, она создала собственную моду.
"Она принадлежит к той редкой породе женщин, с которыми мужчины чувствуют себя интеллектуально и духовно свободными" Пьер Жюль Теофиль Готье.
Именно Готье стал одним из первых в защиту творения:
"Давно скульптура не давала столь оригинального произведения. В яркой современной красоте этой фигуры нет «античности»; никакой Венере или Флоре не обязана своими руками или ногами эта статуя, точнее, женщина; ибо она не мрамор, а плоть; она не изваяна, – она живет, она чувствует бегущую по телу судорогу! Не иллюзия ли? Ой, она пошевелилась! Кажется, положи руку на это белое и мягкое тело – и почувствуешь не холод камня, а тепло существования!"
Бодлер анонимно послал мадам Сабатье стихотворение "Слишком веселой", сопроводив его письмом, написанным измененным почерком.
Твои черты, твой смех, твой взор
Прекрасны, как пейзаж прекрасен,
Когда невозмутимо ясен
Весенний голубой простор.
Грусть улетучиться готова
В сиянье плеч твоих и рук;
Неведом красоте недуг,
И совершенно ты здорова.
Ты в платье, сладостном для глаз;
Оно такой живой раскраски,
Что грезятся поэту сказки:
Цветов невероятный пляс.
Тебя сравненьем не унижу;
Как это платье, хороша,
Твоя раскрашена душа;
Люблю тебя и ненавижу!
Жан-Батист Клезингер, Огюст, 1814–1883 гг.
Огюст, ставший модным скульптором, создал бюсты актрисы Э. Рашель, Теофиля Готье, скульптуру Луизы Савойской (ныне установлена в Люксембургском саду в центре Парижа)
Он известный любовник Жорж Санд, позже соблазнивший дочь писательницы Соланж, что привело к лишению наследства дочери. Соланж в 1847 г. вышла замуж за скульптора.
Соланж и Огюст были друзьями Фредерика Шопена, который выступал их защитником и покровителем.
За финансовую помощь семье Соланж и Огюста Жорж Санд обиделась на Шопена, что стало одной из причин разрыва между ними после восьми лет дружбы. Это также способствовало смерти композитора и принесло скандальную известность скульптору.
В 1849 году у супругов родилась дочь, Жанна, по прозвищу Нини , которая умерла в 1855 году, вскоре после развода её родителей.
А что Аполлония Сабатье? Через несколько десятков лет знаменитая куртизанка располнела, её красота увяла. Друзья или разъехались, или умерли, а обеды в роскошном салоне просто перестали существовать…
Но остались прекрасные работы, на которые она вдохновила художников и поэтов.
Рубрики: | искусство женская красота MISTER_MIGELL женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |