Через время, через расстояния: 11 мостов-рекордсменов со всего света |
Человечество стало строить мосты больше трех тысяч лет назад, это, по-видимому, старейший вид инженерных сооружений в истории. С тех пор мы немало преуспели в этом искусстве и возвел.
Мостом можно назвать сооружение, построенное над каким-нибудь препятствием, чтобы по этому сооружению оное препятствие можно было преодолеть. При этом по-русски мост через овраг, долину или иную сухую природную преграду называется виадуком, а мост над дорогой — путепроводом. Еще в русском языке есть слово «эстакада», обозначающее ряд однотипных опор и пролетов, по которым сверху проложена дорога или инженерные коммуникации. В других языках, впрочем, все это может называться мостом без разделения на типы.
А вот если мы станем говорить об устройстве мостов, то разговор будет долгим, наполненным инженерными терминами, и превратится в лекцию. Дело тут в том, как распределяется нагрузка с горизонтальной части (пролетов) на вертикальные (опоры) и что поддерживает пролеты. Пока же скажем, что современные мосты делятся на балочные (говоря совсем по-простому, это когда расстояния между опорами, как правило, небольшие, перекрываются горизонтальными плитами или фермами — балками, — которые покоятся с двух сторон на опорах, и нагрузки распределяются только вертикально) и распорные (нагрузки распределяются горизонтально и вертикально). К числу последних относятся и арочные мосты, и подвесные (включая вантовые), и рамные. Притом существуют еще и комбинированные схемы. А если мы еще и станем разделять мосты по тому, из какого материала они сделаны!.. Нет, давайте все-таки перейдем к самим мостам-рекордсменам.
Самым древним сохранившимся мостом в мире вполне можно считать мост Аркадико, построенный, по оценкам ученых, в последней трети 2-го тысячелетия до Рождества Христова (или, если точнее, в 1300–1190 гг. до н. э. — в бронзовый век) ахейцами как часть скоростной дороги между городами Тиринфом и Эпидавром. Скоростной дорога была в том смысле, что по ней, включая мост, можно было проехать на колеснице и быстро переместить пешие военные отряды. Мост, по-видимому, упрощал переправу через поток, который ныне иссяк. Впрочем, воспользоваться им по-прежнему можно, хотя следов древней дороги в округе не осталось.
Конструктивно этот мост — ложный свод, внешне напоминающий арку, то есть истинный свод, но не дающий распределения нагрузки горизонтально. Пролет имеет длину 1 метр, а сам мост — около 4 метров в высоту и 2,5 метра в ширину. Будете на северо-восточной части Пелопонесского полуострова, в местности Арголида, непременно загляните.
Книга рекордов Гиннесса, впрочем, называет древнейшим доныне использующимся мост Кемер через реку Мелес в турецком Измире, и сама же сообщает, что он был построен около 850 года до н. э., что на несколько сотен лет позже, чем мост Аркадико.
Как мы убедились несколькими строчками выше, Книга рекордов Гиннесса как источник информации о рекордах может быть не всегда права, однако игнорировать ее мнение было бы непродуктивно. Вот и в вопросе о самом длинном мосте из существующих с нею нельзя совершенно согласиться. И вот почему: самым длинным мостом в мире она считает законченный в 2011 году Даньян-Куньшаньский — проложенный в Восточном Китае над дельтой реки Янцзы. Он имеет протяженность 164,8 километра и служит для движения скоростных поездов из Пекина в Шанхай и обратно. Но вот проблема: это не мост в чистом виде, а виадук (что неудивительно при такой протяженности), то есть множество мостов, соединенных в одну сплошную конструкцию.
Мост-рекордсмен обошелся не менее чем в 8,5 миллиарда долларов, на строительстве работало 10 000 человек, а возвели его примерно за 4 года
Спору нет, это выдающееся сооружение, достойное упоминания и уважения, как и его многочисленные аналоги — виадуки, проложенные для выравнивания хода железнодорожных и автомобильных магистралей над изгибами поверхности земли, болотами, водоемами и прочими препятствиями. Но нет ли у вас чего-нибудь по-настоящему удивительного, спросите вы. Есть, ответим мы. Но тогда имеет смысл говорить не об общей длине моста, а о длине пролета. Здесь за первенство борется сразу несколько инженерных шедевров, и все это висячие мосты.
Первое место пока принадлежит введенному в строй в 1998 году автомобильному мосту Акаси-Кайке, пресекающему пролив Акаси и соединяющему японские острова Хонсю и Авадзи. Полная его длина — 3911 метров, притом что центральный пролет имеет рекордную протяженность 1991 метр, а боковые — по 960 метров. Самый длинный он только до тех пор, пока в Турции не достроили автомобильный мост «Чанаккале 1915» через Дарданеллы, который будет иметь хотя и меньшую общую длину (3869 метров), но больший главный пролет — 2023 метра. Если все пойдет по плану, строительство будет закончено в 2023 году, к столетию Турецкой Республики.
О сложностях, которые были связаны с возведением моста Акаси-Кайке, можно было бы написать отдельный материал. Ограничимся здесь описанием одной. Пока шло строительство (начавшееся в 1986-м), приключилось сильное землетрясение (Кобе, 1995 год), в результате которого изменился рельеф дна пролива и один из пилонов моста отъехал в сторону на 1 метр, что нарушило все расчеты строителей и удлинило центральный пролет с проектных 1990 метров до фактических 1991 метра, так что в конструкцию пришлось оперативно вносить изменения
Заметим тут же, что и японский, и турецкий рекордсмены устроены одинаково: пилоны опор соединены несущими тросами, к которым, в свою очередь, прикреплены вертикальные тросы или балки, собственно, и поддерживающие пролет. Но висячий мост может быть устроен иначе: тросы — ванты — могут быть прикреплены непосредственно к пилонам с одной стороны и к конструкции пролета с другой. Такой мост называется вантовым, и тут в лидерах российское сооружение.
Самый длинный в мире пролет вантового моста — у построенного в 2012 году Русского моста, связывающего Владивосток и остров Русский: расстояние между двух его пилонов — 1104 метра, автомобили и автобусы преодолевают по нему пролив Босфор Восточный на высоте семидесяти метров над водой. В числе мировых лидеров это сооружение и еще по одному параметру — высоте опор и пилонов: она составляет 324 метра, и это второй в мире показатель после виадука Мийо (о нем ниже). Если учесть непростые погодно-климатические условия в регионе, в том числе высокую ветровую нагрузку на конструкцию моста, сильные перепады температур и другие факторы, нетрудно проникнуться уважением к его конструкторам и строителям.
Ванты для моста изготовила французская фирма Freyssinet. Их длина составляет от 135,8 до 579,8 метра, они имеют особо стойкую защиту от вредного воздействия окружающей среды, в частности от ультрафиолетового излучения и перепадов температуры в диапазоне от −40 до +40 °C
Звание же самого длинного вообще моста в России удерживает введенный недавно в эксплуатацию Крымский мост, пересекающий Керченский пролив. Он имеет общую длину 16,8 км и представляет собой по сути виадук (самый длинный его пролет имеет протяженность 220 метров). Примечательно, что функционально Крымский мост комбинированный и имеет как автомобильную, так и железнодорожную часть.
Говоря о самом высоком мосте, нужно для начала выяснить, как измерять высоту. Тут есть два варианта: можно измерить высоту опор, а можно — расстояние от пролета до земли (или воды). По первому показателю в лидерах виадук Мийо — мостовое вантовое сооружение общей длиной 2460 метров, пересекающее живописную долину реки Тарн вблизи городка Мийо на юге Франции. Дорожное полотно виадука закреплено на вантах, спускающихся с семи опор, самая высокая из которых 343 метра (полную — с пилоном; без него — 244,96 метра), что выше Эйфелевой башни (324 метра) и лишь на 40 метров ниже Эмпайр-стейт-билдинга (443,2 метра). Наибольшее расстояние между пролетом моста и поверхностью земли при этом составляет 270 метров — по этому показателю мост тоже был рекордсменом, но сегодня уступил первое место нашему следующему герою. О Мийо же добавим, что его постройка заняла четыре года (а перед этим было 10 лет исследований и проектирования) и обошлась в 400 миллионов евро.
Виадук Мийо является частью национального скоростного шоссе E75, по которому каждое лето десятки тысяч жителей центра и севера Франции отправляются на курортный юг. Раньше машины упирались в многокилометровую пробку, возникавшую в городе Мийо в глубине долины, а теперь преодолевают долину за считаные минуты
Первым же в мире по высоте над пересекаемой преградой сегодня является автомобильный мост Дугэ, построенный в южнокитайской провинции Юньнань над рекой Бэйпаньцзян. Максимальная высота между пролетом и поверхностью земли составляет 564 метра. То есть, будучи установленной в подходящем месте, московская Останкинская телебашня (540,1 метра со шпилем) не достала бы до дорожного полотна.
Наибольшая восточная опора моста Дугэ имеет высоту 269 метров, а общая длина моста составляет 1,34 км (центральный пролет — 720 метров). Строительство заняло пять лет от начала работ до ввода в эксплуатацию, которая позволила сократить путь между городами Цюйцзин и Люпаньшуй на три часа. Это фото сделано в июле 2016-го, за пять месяцев до открытия моста
Мировой лидер по ширине пролета на сегодняшний день, говорят нам источники, — восточной сегмент моста между Сан-Франциско и Оклендом (также известного как Bay Bridge, или Бэй-Бридж), пресекающего бухту Сан-Франциско. Будучи официально единым целым, по факту Бэй-Бридж состоит их трех частей: западного подвесного сегмента между собственно Сан-Франциско и островом Йерба-Буэна, тоннеля под этим островом и восточного комбинированного, вантового и консольного, моста между островом и Оклендом. Этот-то восточный сегмент теперь и вышел в официальные лидеры по ширине с показателем 78,74 метра — шутка ли вместить 10 полос движения. Заметим тут же, что речь идет о новом мосте, который строили с 2002 по 2013 год параллельно старому, возведенному в начале 1930-х. Его решили вывести из эксплуатации и разобрать, потому что, по расчетам экспертов, он не выдержал бы сильного землетрясения, какими славится Сан-Франциско и окрестности. Одно такое, случившееся в 1989 году, уже вызвало обрушение 15-метровой части верхней палубы пролета на нижнюю (мост двухэтажный), что привело к гибели человека. Но воплощение проекта более сейсмоустойчивого моста обошлось штату Калифорния недешево: в 6,5 миллиарда долларов. Книга рекордов Гиннесса утверждает, что это не только самый широкий, но и самый дорогой мост в истории, — как будто не заметив стоимости Даньян-Куньшаньского виадука. Впрочем, по стоимости одного километра 3,5-километровый сан-францисский мост явно в лидерах.
Новый мост (слева) имеет необычную конструкцию: у него один пилон, и находится он не посередине пролета, а подходы к мосту довольно резко изогнуты, что нередко становится причиной аварий. Все оттого, что закрыть весь Бэй-Бридж для движения на время строительства было никак невозможно: это одна из главных магистралей крайне густонаселенной местности, а восточный сегмент должен был при этом соединять существующие подходы к мосту со стороны Окленда на востоке и туннель под островом Йерба-Буэна на западе. Это фото сделано в сентябре 2013 года, когда старый мост (справа) уже вывели эксплуатации; сегодня он разобран
И тут снова показания Книги рекордов Гиннесса и других источников входят в противоречие с фактами. Да, описанный выше восточный сегмент Бэй-Бриджа несомненно достоин упоминания, но что же делать с Синим мостом в Санкт-Петербурге? С каким-каким, спросите вы? Да с тем самым, что соединяет Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец и сверху кажется продолжением этой самой площади (особенно если на нем припаркованы десятки автомобилей). А между тем измерения показывают, что именно он самый широкий мост в мире: 97,3 метра при длине, то есть расстоянии между берегами реки Мойки, в 29,4 метра. С 1737 года мост несколько раз перестраивали, расширяя и укрепляя, пока он наконец не приобрел нынешний вид.
Между конным памятником Николаю I и Мариинским дворцом не площадь, не парковка, а Синий мост, хотя сверху это не очень понятно. Синим его назвали еще в XVIII веке, когда он был деревянным и разводным, по цвету перил
Мосты нужны не только для того, чтобы поезда, автомобили и люди могли преодолевать водные преграды. Бывает так, что по мосту пускают воду — в трубах или желобах. Тогда он называется акведуком. Первые такие «мосты» стали наводить еще в Древнем Риме, и они, мы уверены, неплохо знакомы большинству наших читателей. Если вы в меньшинстве, поезжайте в Москву: там, недалеко от ВДНХ и монумента «Рабочий и колхозница», вы обнаружите Ростокинский акведук, построенный как часть городской системы водоснабжения в 1780-е годы. Но есть и сооружения несколько иного масштаба — водные мосты, по которым могут проходить суда в случаях, когда перепад высот не дает организовать удобное пересечение водных путей более простым способом. Акведуки, специально предназначенные для пропуска судов, стали строить еще в XVII веке в Европе, в основном в Англии и Франции. Но самый длинный соорудили только в 1997–2003 гг. в Германии километрах в пяти к северу от Магдебурга — это Магдебургский водный мост, соединяющий канал Эльба-Хафель и Среднегерманский канал. Его длина — 918 метров, глубина — 6,25 метра, а ширина — 90 м, и построен он над Эльбой.
Магдебургский водный мост помогает соединить Рурский промышленный район на Рейне с Берлином. Из-за особенностей рельефа местности до его постройки судам приходилось проходить на 12 километров больший путь, включавший два шлюза
Фото: Wikimedia Commons (x3), Edward L. Zhao / Getty Images, Image Source / Getty Images, Between Life / Getty Images, Henryk Sadura / Getty Images, Keren Su / Getty Images, Michail Kirkov / Flickr
Никита Харчевников
Рубрики: | страны и города/туризм страны и города/Европа страны и города/Америка страны и города/Азия страны и города/Африка страны и города/Австралия интересно MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |