Сальвадор Дали: Отличить правду от нарочитой лжи просто невозможно |
Легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали (11.05.1904 -23.01.1989), график, скульптор, режиссер и писатель, фигура достаточно неоднозначная в мировом искусстве.
Его называли гением с характером бунтаря, одни считали сумасшедшим, другие — неподражаемым талантом. Сам Дали называл себя спасателем всего мирового искусства.
По его словам, только он один был, «…способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности».
О том, что Дали был одним из самых экстравагантных, эпатажных и непредсказуемых людей своего времени, способным на всевозможные безрассудства и неординарные поступки, не спорит никто. Шокирующие выходки Дали уже при жизни художника воспринимались в обществе весьма критично. Вся его безумная жизнь овеяна странными историями, которые со временем превратились в легенды.
Родился Сальвадор Дали в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая. Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, считал себя атеистом. Многие думают, что Дали назвали в честь отца, но это не так. Сальвадора родители назвали в память о его брате, который умер, не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. Сестра Сальвадора родилась в 1908 году.
Учился Дали очень плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него проявились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет картины мальчика были представлены на городской выставке.
Потом умерла мать, и ее смерть стала трагедией и для Сальвадора, и для его отца. Но спустя несколько лет художник сделал надпись на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери», из-за чего отец проклял сына и выставил его из дома. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен».
В 1921 году Сальвадор уехал в Мадрид и поступил в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась: он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования, а оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсией Лорка и Луисом Бунюэлем.
В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернулся через год. Но в 1926 году снова был исключен без права на восстановление. А все потому, что на одном из экзаменов профессор академии попросил студента назвать трех самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на этот вопрос, потому что «ни один преподаватель не имеет право быть судьей».
На своей первой авторской выставке Сальвадор Дали познакомился с Пабло Пикассо, а тесное общение с Бунюэлем вылилось в совместный сюрреалистический фильм под названием «Андалузский пес».
В 1929 году Дали обрел свою музу. Ею стала Гала Элюар (Елена Дьяконова). Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Страсть, возникшая между ними, привела к тому, что Гала оставила мужа и переехала к Дали, который в тот момент жил в Кадакесе, в хижине без особых удобств. С помощью Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок в Барселоне, Лондоне и Нью-Йорке.
На одной из выставок Дали в Лондоне в 1936 году случился трагикомичный инцидент. Художник решил почитать лекцию в костюме водолаза. Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками, Дали попросил снять с него шлем. Обошлось без жертв, публика сочла эпизод шуткой.
К 1937 году стиль работ Дали значительно изменился. Он побывал в Италии, работы мастеров эпохи оказали свое влияние. В результате, художника изгнали из общества сюрреалистов.
Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США.
Написав в 1942 году автобиографию, Дали почувствовал, что он действительно известен, книга разошлась очень быстро.
В 1946 году он стал сотрудничать с американским режиссером Альфредом Хичкоком. Это задело его бывшего товарища Андре Бретона, который написать статью, в которой назвал дали «гребущим доллары».
В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, где успешно занимался практически всем. На его авторской выставке в галерее Тейт побывало около 250 миллионов человек.
Будучи известным шутником, Сальвадор Дали обожал привлекать к себе всенародное внимание. Его появление на людях всегда вызывало ажиотаж. Дали ходил в пиджаке из кожи жирафа, мятых бархатных штанах пурпурного цвета, золотых туфлях с загнутыми носами и парике, похожем на веник.
На бал в свою честь он надел шляпу, украшенную протухшей селедкой. На лекции в Нью-Йорке как-то раз предстал перед студентами в золотом космическом скафандре, перед студентами Лондона — в костюме водолаза-глубоководника. На презентацию одной из своих книг Дали нарядился Санта-Клаусом. А однажды был замечен при сходе с корабля с двухметровой буханкой хлеба на голове.
Как-то раз Сальвадор Дали потребовал пригнать в отель стадо коз, после чего стал стрелять по ним холостыми патронами. Он просил наловить для него мух в саду Тюильри и платил по пять франков за каждую. Выезжая, художник бросал под колеса своего автомобиля монетки, чтобы «ехать по золоту». Он окружал себя свитой из красоток, трансвеститов и карликов, а каждая пресс-конференция превращалась в шоу.
В 1969 году в Париже фотографы запечатлели Дали при выходе из метро. На позолоченном поводке великий художник вел крупного муравьеда — любимого домашнего питомца. Мастер часто выгуливал экзотического друга и даже являлся с ним на светские приемы. Есть мнение, что любовь к муравьедам у Сальвадора Дали возникла после прочтения поэмы Андре Бретона.
Однажды на одном из званых приемов вдруг объявили, что сейчас приедет Сальвадор Дали и будет творить прямо на глазах у публики. Для этой цели всем собравшимся — аристократам, кинозвездам, политикам, миллионерам — раздали жевательную резинку. По истечении получаса ее изъяли и сложили на одном большом блюде. Грянула музыка, в зал торжественно ввели Дали. Он осмотрел гору жвачки, ковырнул ее ногтем и изрек: «Не тот сорт!» После чего удалился с высоко поднятой головой.
Будучи однажды в Испании, известный композитор Арам Хачатурян попросил устроить ему встречу с Сальвадором Дали. Неожиданно для всех великий Дали без всяких проволочек легко согласился принять Хачатуряна тет-а-тет в своем роскошном особняке, и даже прислал ему личное приглашение.
В назначенный день Хачатурян подъехал на лимузине к дому Дали около двух часов пополудни. Прислуга проводила его в просторный обеденный зал. Как только старинные часы на стене пробили два, дверь отворилась, и на пороге появился церемониймейстер в парадной ливрее и в парике. Ударив жезлом в пол, он торжественно провозгласил об открытии аудиенции и не менее торжественно удалился.
Когда часы пробили четверть третьего, Хачатурян все еще был один в зале, если не считать павлина, распускающего великолепный радужный хвост в золоченой клетке. Обеденный стол был накрыт фруктами, винами и другими напитками. Чтобы снять раздражение Хачатурян выпил коньяку, закусил виноградом и наполнил бокал гранатовым вином из хрустального кувшина.
Часы пробили три, затем половину четвертого, но никто не появлялся. От волнения Хачатуряну стало душно, он сорвал с себя галстук и сунул его в карман, продолжая утолять гнев коньяком. Через некоторое время композитору захотелось в туалет. Он подошел к двери — закрыто. Проверил другие двери — закрыто. Стук в дверь не возымел никакого действия.
Хачатурян осмотрел две большие керамические вазы, стоявшие на паркете у камина, и принял решение — он подождет до четырех часов, и не секундой больше! И вот, с первым ударом часов, доведенный до крайней степени возмущения композитор кинулся к старинной вазе и стал справлять нужду.
Но в тот же миг из скрытых в стенах динамиков на весь зал прогремели первые аккорды сюиты «Танец с саблями». Двери распахнулись, и в зал влетел абсолютно голый Сальвадор Дали верхом на швабре, размахивающий саблей. Художник проскакал мимо застывшего Хачатуряна, совершил по залу несколько кругов почета в экспрессивном ритме сюиты и скрылся за дверью. В наступившей тишине дверь снова отворилась, вошел церемониймейстер, ударил жезлом в пол и провозгласил: «Аудиенция окончена!»
Гала, муза художника, была старше Дали на 10 лет. Она умерла в 1982 году. После своей смерти Гала завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил ей муж. Умирала она в больнице в 80-ти километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но, согласно существующей легенде, Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака», и доставил тело в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.
Сальвадор Дали пережил любимую женщину на семь лет и умер 23 января 1989 года в возрасте 85 лет. Самого себя он завещал похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас. Последними его словами были: «Я хочу домой»…
Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com
Рубрики: | испания MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |