Красотой сравнима с Афродитой: история Фрины |
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889 г.
В Древней Греции гетеры были свободными образованными женщинами. Они имели высокий статус в обществе, и к ним никогда не относились как к продажным женщинам, поскольку платили им за беседы, а не за интимные услуги. Шлейф их профессии за ними не тянулся – гетеры могли выходить замуж даже за самых высокопоставленных мужчин, и такие семьи считались благородными.
Греческий философ Демосфен говорил, что каждый уважающий себя грек должен иметь трех женщин: жену – для продолжения рода, рабыню – для чувственных наслаждений и гетеру – для души. Утверждение довольно здраво, поскольку только гетеры получали хорошее образование, интеллектуально были равны мужчинам и вели независимый образ жизни.
Копия с оригинала Праксителя «Голова Афродиты»
Самая известная гетера – Фрина. Скульптор Пракситель изваял с нее статую Афродиты, что было воспринято как богохульство. Натурщицу судили, и именно эта история стала сюжетом многих живописных полотен, которые сохранили историю Фрины до наших дней. Практически все работы Праксителя были утрачены, но представить, как они выглядели, можно по более поздним копиям, в точности повторяющим оригиналы.
Суд над Фриной интересовал и русских, и европейских художников. Согласно легенде, когда все собрался ареопаг, чтобы осудить гетеру за осквернение образа богини любви и красоты, оратор попросил Фрину снять одежду, чтобы все увидели совершенство ее тела. Действительно, красота девушки поразила судей – они сняли все обвинения.
Неизвестный художник. Фрина перед ареопагом. XIX век.
Неизвестный художник XIX века изображает сцену суда над Фриной в традициях академической живописи. Композиция решена как театральная сцена, жесты утрированы, чтобы привлечь внимание к гетере. В изображении ее фигуры мастер прибегает к полумерам – он не решается изобразить ее полностью нагой, и скрывает ее тело в полупрозрачных драпировках. Такой ход делает сюжет неочевидным, и что ареопаг судит именно Фрину понятно только из названия.
Жан-Леон Жером. Фрина перед ареопагом. 1861 г.
Французский живописец изобразил суд над Фриной в 1861 году. Это период, когда вновь вспыхнул интерес к античным сюжетам. Художник с помощью колорита противопоставляет судей и обвиняемых – все члены ареопага одеты в алые хитоны, а гетера и ее защитник, оратор Гиперид, в голубых туниках. Контраст теплых и холодных тонов высвечивает белое обнаженное тело гетеры. Женщину оправдали, потому что согласно представлениям греков, совершенное тело не может содержать несовершенный дух.
Фрина была известна своей скромностью и стыдливостью. Она не ходила в общественные бани и одевалась в плотные ткани. Подчеркивает стыдливость поза героини на картине – она закрывает лицо руками. Русский критик Владимир Стасов высоко оценил произведение, написав: «Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку: там и красота телесная, там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую; там даже пальцы на ногах, и те говорят: нам стыдно, и стараются как-нибудь согнуться и спрятаться; так и руки поднялись к лицу и закрыли его. Вот это я называю: художественное произведение, вот это я называю: чувство и выражение, вот это я называю: художник».
Несмотря на скромность и закрытость, гетеру два раза в год все-таки могли увидеть обнаженной на мистериях, посвященных Посейдону. Вдохновившись полотном Жана-Леона Жерома, русский художник Генрих Семирадский создает картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Целью живописца было создать воплощение чувственной красоты, а сюжет здесь является только поводом к оправданному изображению обнаженного женского тела. Главная тема творчества Семирадского – восторг перед жизнью и упоение земными наслаждениями, что выразилось и в этой картине. Гетера предстает в окружении греческого пейзажа, залитого солнцем. Император Александр III был настолько впечатлен полотном, что купил его у художника за 30 000 рублей, и это приобретение положило начало Русскому музею в Санкт-Петербурге.
Более смелые художники не использовали сюжеты, а напрямую обращались к образу гетеры.
Гюстав Буланже. Фрина. 1850 г.
В середине XIX века в Европе был популярен ориентализм – осмысление экзотической восточной культуры со стороны западных ученых и художников. Именно поэтому в живописи стали популярны фантазийные восточные мотивы. Фрина явно похожа на восточную красавицу, образ которой в то время волновал умы многих мужчин. Картина Буланже – пример салонной живописи, созданной только для услады глаз. В таких картинах важен не сам сюжет, а красивые цветовые решения. В данной случае, еще и образ нагой красавицы, смело поднимающей взгляд на зрителя и абсолютно не стесняющейся чужих взглядов.
Антониу Паррейрас. Фрина. 1900-е
В эпоху модерна бразильский художник Антониу Паррейрас обращается к образу древнегреческой гетеры, но изображает он идеал женской красоты, характерный для эпохи начала ХХ века. Фрина изящная и тонкая, волосы у нее убраны по последней европейской моде, а на ногах – сандалии, популярные у танцовщиц, воплощавших образы греческих нимф на сцене. В отличие от картины Буланже работы, женская красота здесь не искушающая – расслабленная и естественная поза героини, отведенный в сторону взгляд говорит о том, что Фрина не замечает нас, а совершенная красота ее существует по воле богов.
Фрина стала самой популярной гетерой Древней Греции и ее образ волнует художников до сих пор. Легенды о ее красоте и связи со скульптором Праксителем, живописцем Апеллесом давали простор для фантазии – насколько совершенными были красота и ум женщины, покорившей самых известных художников своего времени.
Состояние Фрины было настолько велико, что женщина предложила на свои средства восстановить горд Фивы, разрушенный Александром Македонским, но поставила условие. Она просила написать е памятной табличке: «Фивы были разрушены Александром, а восстановлены Фриной», но жители отвергли ее предложение.
Рубрики: | женская красота интересно MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |