8 интересных фактов об отношении к женщинам в Средневековой Европе |
Средние века — эпоха контрастов и парадоксов. Взаимоотношения полов в этот период не исключение. С одной стороны — возвышенная куртуазная любовь, с другой — суровые церковные запреты. Как же на самом деле обстояли вопросы любви в «тёмные века»? Обо всём по порядку.
Монахи и философы не жалели красок, изображая женщин как источник всех бед. «От жены начало греха, и через неё все мы умираем», — вторили они библейским строкам. Аристотель, чьи труды были популярны в Средневековье, считал женщин «существами дикими и лишёнными разума». По сути Средневековье можно смело назвать «мужскими веком». Европейские женщины в то время находились в тени своих супругов.
А святой Иероним и вовсе рекомендовал регулярно наказывать женщин и «поддавать им». Представьте современного мужчину, пытающегося применить подобные советы… Он бы моментально оказался в суде!
Средневековая женщина — загадка для современного человека. Можно представить себе прекрасную даму, запертую в высокой башне. Но реальность была совсем иной. Мужчины той эпохи видели в женщинах то коварных соблазнительниц, то малообразованных проходимок. «Женщина — это врата для нечистой силы», — заявляли церковники. При этом она же могла управлять замком и вести всё хозяйство, пока муж отсутствовал.
Средневековая Европа знала об абсурдных историях любви, хотя говорить об этом вслух было не принято. Ранние браки в те времена считались нормой. А вот любые проявления содомии — серьёзным грехом. Попавшегося на этом могли лишить всего имущества.
А чего стоят средневековые «стандарты красоты»! Бледная кожа, высокий лоб, отсутствие бровей — прямо антипод современных идеалов. Хотя, кто знает, может через пару веков снова войдут в моду средневековые каноны?
Средневековые мужи ломали головы над загадкой женской натуры. Фома Аквинский даже попытался создать типологию женщин. Представьте себе средневековый журнал с тестом: «Узнай, какая ты дама: зимняя, весенняя, летняя или осенняя?». Учёные той эпохи искали ответы на звёздном небе, связывая женские черты с природой и потусторонним миром. В Средние века говорили, что «женщина непостоянна и изменчива, как Луна».
Увы, мнение самим женщин осталось за кадром истории. Интересно было бы провести средневековый опрос на тему «Что вы думаете о мужчинах?»
Рыжих женщин в Средневековой Европе обходили стороной и регулярно обвиняли в колдовстве. Но монах-инквизитор Генрих Крамер пошёл дальше — в своём сочинении «Молот ведьм» он преисполнен самых смелых фантазий. Генрих пишет, что некоторые женщины по ночам воруют у мужчин... их «мужские инструменты». Зачем? Чтобы держать их в роли питомцев!
По словам Крамера, одна женщина при свидетелях предложила крестьянину «залезть на дерево и выбрать себе любое достоинство из гнезда». Когда мужик взял приглянувшееся, незнакомка ахнула: «Эй, полегче! Это приходского священника, верни на место!».
Ну, тут даже у самого бесстрашного средневекового героя пятки вспотеют. Бесовщина какая-то творилась? Маловероятно. Скорее, истоки сего бреда связаны с недугами, когда мужчинам мерещилась пропажа причинного места.
Церковь в Средневековье смотрела на «личную» жизнь так сурово, словно это был не дар божий, а испытание на прочность. «Близость — только для зачатия!» — говорили проповедники с амвонов. Идеальной считалась благочестивая особа. Но как же фраза «плодитесь и размножайтесь»? Этот парадокс вызывал у богословов настоящую головную боль.
В итоге нашли компромисс: близость вроде как разрешили, но без особого энтузиазма. Любопытно, что церковники, не имевшие дел с женщинами, считали себя экспертами в вопросах семейной жизни. Это всё равно что вегетарианцу судить о качестве стейка! Впрочем, со временем даже они начали понимать, что теория и практика в этом вопросе расходятся.
Несмотря на суровые церковные запреты, средневековые люди не превратились в бесполых ангелов. Жизнь брала своё, как весенний цветок, пробивающийся сквозь асфальт. В реальности «личная жизнь» была куда богаче, чем предписывали каноны. Куртуазная любовь трубадуров, чувственные романы при дворе, объятия за стогом сена — всё это существовало вопреки, а может, и благодаря запретам.
Средневековый флирт был тонким искусством виртуозного владения словом и жестом. Фрагмент картины «Портрет молодой девушки», Петрус Кристус, 1470 год.
Символами «притяжения» считались не привычные нам формы тела, а... волосы, руки, цвет губ. Средневековая дама, распустившая волосы, производила такой же эффект, как современная модель на пляже. Что думали о понятии близости простолюдины, история умалчивает. Но судя по количеству детей в семьях, размышляли они об этом часто!
Средневековые методы контрацепции удивят любого современного человека. Отвары из трав, магические заклинания — чего только не придумывали наши предки! Церковь, конечно, всё это строго запрещала. «Каждая частица мужчины священа», — примерно так бы пели средневековые Монти Пайтоны. Интересно, что ответственность за «близость» обычно ложилась на женщин.
Демонстрация тела в средневековом искусстве никогда не считалась чем-то запретным. Настоящими символами для привлечения внимания в Средневековье были изящные жесты, взгляды и намёки. Фрагмент миниатюры из рукописи о Ланселоте, 1401-1425 гг.
Женщины хранили секреты трав и снадобий, передавая их из поколения в поколение. Представьте себе средневековую бабушку, дающую внучке рецепт «приворотного зелья наоборот»! Впрочем, самым надёжным методом контрацепции оставался банальный отказ от отношений. Судя по росту населения, этот метод не пользовался популярностью.
Вышеназванное полотно демонстрирует лихо закрученный сюжет! Монаху Дону Джьянни приглянулась жена крестьянина, и он решил во что бы то ни стало её завоевать. Хитрец пообещал глупцу, что расскажет ему о методе превращения жены в «перевёртыша». Утром — лошадь для работы в поле, а ночью — супруга! Дон Джьянни огласил условия: полная тишина; всё должно остаться в тайне; и придётся подождать, пока он закрепит лошадиный хвост.
Картина «Кобыла кума Пьера», Пьер Сюблейра, 1735 год.
Средневековая культура была полна парадоксов. С одной стороны — строгая мораль, с другой — весьма свободные шутки и анекдоты. Словно чопорная дама, которая днём поучает всех приличиям, а вечером отплясывает на столе. А уж сколько ходило сплетен о похождениях знати! Эти истории передавались из уст в уста, обрастая всё новыми подробностями.
———
С вами был «Эпос Клио».
Рубрики: | интересно MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |