Сусанна и похотливые старцы: как изображали провокационный сюжет |
Художники постоянно обращаются к двум неисчерпаемым источникам сюжетов: Библии и греческим мифам. Когда-то я рассказывала об одном вуайеристическом библейском сюжете (об истории Давида и Вирсавияи можно прочитать тут), но еще один известный эпизод с подглядыванием мы обнаружим в истории Сусанны...
Гвидо Рени, "Сусанна и старцы", 1620-е.
Библейский сюжет о Сусанне и старцах стал настолько популярным благодаря своей эротической подоплеке, что его просто не могли не использовать прославленные мастера живописи, а позже и литераторы, музыканты, режиссеры...
Ян Брейгель младший, "Сусанна и старцы", 1647.
Сусанна - героиня эпизода "Книги Даниила" Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). Ее имя достаточно аллегорично: оно происходит от древнееврейского "шушан", что означает лилия (символ чистоты). Иудейка жила вместе с мужем Иоакимом при дворе вавилонского царя Навуходоносора.
Жан Батист Сантерр, "Сусанна в купальне".
Однажды она купалась в своём саду, отослав служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, которые уже имели подобную привычку:
"Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её".
Теодор Шассерио, "Сусанна и старцы", 1856.
Когда Сусанна собралась вернуться домой, старцы остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не откажет, то они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником.
"Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом".
"Сусанна, застигнутая старцами в купальне", Петр Васильевич Басин.
Сусанна начала кричать, чем привлекла внимание людей, сбежавшихся на шум. Старцы же осуществили свою угрозу: Сусанну арестовали. Однако в это время в процесс вмешался юноша по имени Даниил (будущий пророк Даниил), которому Бог открыл, что женщину оклеветали: "возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила".
Альбрехт Дюрер, "Сусанна избегает смерти благодаря заступничеству Даниила", 1493.
Старцев же было решено допросить по отдельности. Поскольку ни один из них не знал, что именно сказал другой, оба ошиблись в деталях и дали различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником (отмечу, что Даниил проявил себя как опытный следователь и профессионал по части допросов :)
Франсуа Буше, "Суд над Сусанной", 1721.
Старцев осудили на смерть как лжесвидетелей "по закону Моисея" (ср. Втор. 19:18—21):
"…и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная".
Интересно, что старцев ждала та же самая участь, какую они предуготовили своей невинной жертве: лжесвидетельство, по уже упомянутому закону Моисея, также каралось смертью через побивание камнями.
Антонис ван Дейк, "Сусанна и старцы".
Бессмертный сюжет о Сусанне и похотливых старцах полюбился живописцами. Историю Сусанны можно встретить в искусстве еще в эпоху раннего христианства на фресках в римских катакомбах. Как уже было отмечено, ее имя переводится как "лилия" и обозначает чистоту и невинности. Для христиан в периоды гонений этот сюжет символизировал избавление праведников от дьявольских козней, которое когда-нибудь непременно наступит.
В эпоху Средневековья художники охотнее изображали эпизод с Даниилом, совершившим правосудие. Более пикантно сюжет стал изображаться начиная с эпохи Возрождения, когда обнаженная женская натура перестала восприниматься как вместилище греха и пороков.
Алессандро Аллори, "Сусанна и старцы".
Довольно интересный пример - картина Альбрехта Альтдорфера, уроженца Регенсбурга, представителя "дунайской школы". Если большинство художников использовали историю Сусанны для обращения к теме обнажённого женского тела, то Альтдорфер, скорее всего, искал возможность реализовать свои архитектурные фантазии (не случайно через три года его назначили главным архитектором родного Регенсбурга).
Альбрехт Альтдорфер, "Сусанна в купальне", 1526. Дерево, масло. 74,8x61,2 см.
Большую часть пространства занимает изображение грандиозного архитектурного сооружения, которое, видимо, является дворцом Иоакима, мужа Сусанны. Художественный стиль этого здания тяготеет к ренессансным итальянским палаццо (есть предположения, что Альтдорфер бывал в Италии), хотя в архитектурном решении можно найти и готические элементы.
Грандиозные размеры сооружения вызывают аналогию с Вавилонской башней.
Одна из самых известных картин на этот пикантный сюжет принадлежит венецианскому художнику Тинторетто. Сценография построена вокруг лирического эпизода, когда Сусанна погружена в созерцание неоскверненной природы. Антураж задуман как театральная сцена, а кулисы в виде деревьев и ограждения ограничивают пространство сцены, на которой разворачивается действие.
Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду. Свет выделяет ее белоснежное тело, пышную прическу, сережку, браслеты и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны контрастирует с почти карикатурной неуклюжестью подглядывающих старцев.
Тинторетто, "Сусанна и старцы", 1555−1556.
Особого внимания заслуживает картина итальянской художницы Артемизии Джентилески. Ей было всего 17 лет, когда она, прилежная ученица своего отца (Орацио Джентилески), написала картину "Сусанна и старцы". Художница обращалась к теме насилия неоднократно. Все дело в том, то Артемизии, как никому другому, была близка тема несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, другом её отца. Позднее вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими.
"Сусанна и старцы", Артемизия Джентилески, 1610, 170×119 см.
Позднее, знаменитый художник П. П. Рубенс тоже обратится к этому сюжету несколько раз. Художнику удалось передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Молодая красавица, нежное тело которой выступает из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев.
“Сусанна и старцы", 1607, П.П. Рубенс.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит оттенок драматизма. Но Рубенс дает зрителю возможность почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное.
“Сусанна и старцы", 1609, П.П. Рубенс.
Картину на этот сюжет можно обнаружить и у русского художника, Григория Игнатьевича Лапченко. Моделью послужила итальянская красавица, дочь бедного винодела из Альбано, Виттория Кальдони, которая впоследствии стала женой художника.
После возвращения из Италии художник подал прошение удостоить его звания академика. Совет ИАХ определил "художника Лапченко удостоить звания академика и представить к утверждению общему собранию Академии; картину же его, изображающую Сусанну, внести в список вещей Академическому Музею".
"Сусанна, застигнутая старцами", Григорий Игнатьевич Лапченко, 1831, 149×200 см.
А моими фаворитами на этот сюжет являются картины немецкого художника Франца фон Штука...
Рубрики: | искусство женская красота MISTER_MIGELL женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |