Порочные музы: куртизанки на картинах известных художников |
Одна из задач художника — удивлять и шокировать зрителя, именно поэтому многие прославленные мастера интересовались запретными темами. Дамы легкого поведения, куртизанки, содержанки, лоретки, гризетки – так в XIX веке называли женщин, живших за счет своей красоты. Так или иначе жрицы любви вдохновляли мастеров, сокращающих дистанцию между высокоморальным искусством и низменными страстями.
В этой статье я расскажу о роли французских куртизанок на картинах художников XIX - XX веков, ведь в эту эпоху Париж был переполнен "ночными бабочками": художники внезапно решились написать то, что их окружало. И вместо того, чтобы создавать картины на аллегорические или исторические сюжеты, они фиксировали то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.
Французский художник - неоклассицист вдохновлялся работами Рафаэля и других титанов Эпохи Возрождения. Его творчество является новым прочтением классического искусства, исполненное с учётом живописный техник XIX века.
Жан Огюст Доминик Энгр, "Большая одалиска", 1814.
В 1814 году он создал картину «Большая одалиска». Работа сразу была раскритикована, но вовсе не потому, что на ней была изображена дама лёгкого поведения. Дело в том, что Одалиска была приемлема для морали XIX века, так как воспринималась как наложница гарема - где-то далеко на Востоке, среди «нецивилизованных» мусульман.
Интересно, что восточные атрибуты (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели и совершенство обнажённого женского тела. Тяжелая атласная занавеска синего цвета справа способствует ощущению интимности происходящего, а на переднем плане можно рассмотреть пряжку пояса, которую носили фаворитки султана.
Фрагмент картины
Художника критиковали за неправильную анатомию - приглядитесь, не может быть у женщины такой длинной спины, рук, ног и шеи. Да и какая дама сможет принять подобную позу — для этого нужно иметь три лишних позвонка и вывернуть левую ногу. Однако сам Энгр этого не отрицал и не смущался — наоборот, считал искажение пропорций «преувеличением правдивости».
Фрагмент картины.
В 1863 году художник Эдуард Мане написал "Олимпию" — одну из самых скандальных картин мировой живописи. Появление работы на Парижском салоне 1865 года вызвало недовольство публики, а добропорядочным дамам, беременным и слабонервным настоятельно не рекомендовалось смотреть на эту картину, так как эти категории зрителей могли испытать шок.
Э. Мане, "Олимпия", 1863.
«Девица из богемы с лицом распутного ребенка» - как только не называли героиню Мане.
Сторонники классического искусства обвинили художника в том, что он изобразил кокотку, знающую себе цену и готовую бросить вызов обществу - именно поэтому она так смело глядит на зрителя. Надменный взгляд и раздражал «порядочных» граждан.
Гости Парижского салона 1865 года.
Но что же еще возмутило зрителей - эстетов, которые с восторгом отзывались о «Рождении Венеры» Боттичелли и «Спящей Венере» Джорджоне - картинах, на которых также были изображены обнаженные женщины? Конечно же, смущала нагота Олимпии, ведь до этой картины обнажённая натура присутствовала лишь в изображении мифологических персонажей - богинь, нимф или мифических героев.
«Когда наши художники дарят нам очередную „Венеру“, они исправляют природу и лгут нам. Эдуард Мане же спросил себя: зачем продолжать врать? Почему не сказать правду? Он познакомил нас с Олимпией — живым олицетворением нашего времени. Фигурой, которую вы можете встретить на [любой парижской] улице» - Эмиль Золя.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли (1485–1486 годы).
Художник не стеснялся профессии Олимпии, да и в роде деятельности женщины сомневаться не проходится: имя героини ассоциировалось с проституцией и было нарицательным в то время, кроме того, туфля, спадающая с ноги, является символом утраченной невинности. Орхидея в волосах - сильным афродизиак. Кошка на постели — символ сексуальной распущенности. А роскошный букет является подарком состоятельного клиента.
Фрагмент картины.
Олимпией звали куртизанку, героиню Александра Дюма — сына «Дама с камелиями». Античное имя служило «творческим псевдонимом» парижских дам, с пониженной социальной ответственностью.
Отмечу, что поза героини картины — напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Но если у Тициана собачка преданно спит в ногах хозяйки, то кошка Олимпии смотрит на зрителя так же дерзко, как и ее хозяйка. И этого тоже не могли простить Мане - цитируя "классика", он якобы опошлил выдающееся произведение эпохи Возрождения.
«Венера Урбинская», Тициан (1538 год).
Некоторые зрители и вовсе приходили, чтобы плюнуть на полотно, и Мане пришлось забрать картину обратно в мастерскую, где она и находилась до смерти великого импрессиониста. После его друзья купили картину у вдовы художника, Сюзанны. Женщине были нужны деньги, так как она художественное наследие мужа. Позднее картину преподнесли в дар Франции, но долго не решались выставлять на всеобщее обозрение.
Таким образом, произошло обновление изображения обнаженного тела — оно стало социальной реальностью.
Анри де Тулуз-Лотрек охотно рисовал девушек легкого поведения: художник знал особенности их жизни не понаслышке. Когда он посещал многочисленные бордели вокруг Монмартра, то всегда брал с собой мольберт, краски и холст, и оплачивал услуги девушек, чтобы зарисовать особенности их жизни и быта.
"Туалет", 1889.
Одной из любимых натурщиц художника была Кармен Гаудин - девушка работала прачкой, но не могла свести концы с концами, и тогда она решила сменить профессию. Принадлежность к ремеслу выдаёт нагота модели — в конце XIX века именно так было принято писать проституток, тем самым, отдаляя их от образа «благовоспитанных» дам (чёрный чулок лишь лишний раз подтверждает её статус). В соответствии с традициями импрессионистов Лотрек создает свои картины, как будто бы подглядывая за моделью со стороны.
В период с 1891 по 1896 год Тулуз - Лотрек создал множество набросков и этюдов на небольших листах картона в своей комнате в Ля Флер Бланш. Художник фиксировал личную жизнь девушек в борделе: заботы, приемы пищи, ожидание клиентов, игры в карты, отдых и даже прохождение медосмотра.
«Натурщицы всегда неестественны, – замечал Лотрек, – а эти просто живут. Я не решился бы заплатить им сто су, полагающиеся за сеанс, хотя, видит Бог, они их заслужили. Они потягиваются на диванах, как животные… В общем, они так невзыскательны, понимаете…».
А кроме публичного дома художника часто можно было встретить и в "Мулен Руж", где он был одним из официальных художников - плакатистов, а также любимцем певиц и танцовщиц.
Анри Тулуз-Лотрек «В салоне на улице де Мулен». Музей Тулуз-Лотрека. 1894
Интересно, что художник был аристократом, потомком знатного рода, однако из-за физических особенностей и неприятия его высшим светом он был вынужден общаться с людьми, которые готовы были закрыть глаза на его недостатки (из-за детских травм и наследственного заболевания художник отличался маленьким ростом и короткими ногами).
Умер Анри в возрасте 36 лет от алкоголизма и, по иронии судьбы, от сифилиса, которым его заразила одна из проституток.
Рубрики: | искусство женская красота MISTER_MIGELL женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |