Каковы были стандарты женской красоты в Древней Греции |
Древние греки придавали огромное значение человеческой красоте.
Конечно, люди красоту ценили всегда, но именно греки возвели ее во главу угла.
Греки считали, что внешняя привлекательность отражает внутренний мир. Поэтому самыми популярными у аристократии занятиями были спорт и философия. Считалось, что они гармонично и всесторонне развивают личность.
Спорт и красивая фигура были здесь в моде - всем известны греческие атлеты и олимпийцы.
Красота для древних греков была важнейшим качеством, это относилось как к мужчинам, так и к женщинам. Во многом их представления о женской красоте совпадали с современными, но по ряду параметров отличались.
Стандарты красоты значительно изменялись на протяжении Античности.
В начале эпохи, если судить по фрескам микенской цивилизации, красота не только юношей, но и девушек определялась их физическим развитием. Во главе угла - мускулатура.
Женские фигуры на древних изображениях, найденных на Крите, отличаются широкой грудью, тонкой талией, хорошо развитыми мышцами рук и ног. Частый сюжет – акробатические сцены, в которых юноши и девушки играют с быками.
В классический Древней Греции период понятия о женской красоте претерпели серьезные изменения.
Если сравнивать с модельным стандартом 90 на 60 на 90, то у греков были примерно схожие требования.
Только чуть более естественные. Идеалом считались женщины с обхватом груди 86, талии 69 и бедер 93 см.
Именно такие размеры имеет статуя Афродиты Милосской знаменитого скульптора Праксителя. Сама статуя высотой - 2,02 метра, но в перерасчете на рост 164 см пропорции получаются 86-69-93.
Судя по скульптурам, греки не были любителями больших бюстов, считая, что женская грудь должна быть небольшой. Если говорить о современных реалиях, то древнегреческим красавицам потребовался бы бюстгальтер не более 2-го размера.
Также женщина не должна была отличаться худобой, что отражают довольно широкие талия и бедра. Любителями пышных форм, вошедших в моду в более позднее время, греки также не были – женщина должна была оставаться грациозной и гибкой.
Скульптор Поликлет выработал канон, по которому размеры конечностей должны были отвечать пропорции 2 к 4 к 8. Это значит, что кисть должна быть в 2 раза короче руки между запястьем и локтем, а этот участок в 2 раза меньше всей руки.
Но другие известные скульпторы канон Поликлета насмешливо называли «квадратным», предпочитая использовать «золотое сечение», обоснованное в работах Пифагора. На основе «золотого сечения» знаменитый скульптор Поликлет создал требования к идеальным пропорциям мужского и женского тела. Согласно этому правилу, соотношение размера тела выше пупка и ниже его у женщины должно составлять 5 к 8. Все части тела согласно канону Поликлета рассчитываются по отношению к росту. Так кисть руки равняется 1/10 роста, ступни – 1/6, голова – 1/7.
Сам рост также был важен. Греки предпочитали высоких женщин.
Если брать статую Афродиты Милосской за образец, то ее высота - 202 см. Таких женщин, конечно, в то время и не было, но чем выше, тем лучше, считали греки. В Античности люди были ниже чем сейчас, но не намного (самые низкорослые люди жили в Средние века - нехватка белка и похолодание сказалось).
В Древнем Риме средний рост мужчин был на уровне 165 - 175 см. Греки были немного повыше. Рост женщин же в среднем был на 10-15 см меньше. И все женщины выше 160 см считались как несколько выше среднего.
Красивая женщина по представлениям греков не должна быть слишком маленькой. В поэме Гомера есть сцена, в которой Афина решает сделать Пенелопу красивей. Этот момент описывается так: «сделала выше ее и полнее на вид».
Греческие каноны красоты придавали большое значение симметричности. Любая асимметрия воспринималась, как безобразность.
Греческая модель Андри Каратони
От настоящей красавицы требовалось иметь прямой нос без седловины переходящий в лоб. Даже сейчас такой профиль называется «греческим», хотя современные греки им похвастаться могут крайне редко.
Промежуток между глазами примерно равнялся длине глаза, а величина рта была в 1,5 раза больше. Брови составляли округлую линию, причем особенно ценились сросшиеся между собой. Высота от женского лба не требовалась. Красивый подбородок должен был быть прямым и не сильно выраженным. У красивого лица черты должны отличаться плавностью, округлостью, скулы не должны выделяться.
Гречанки в античное время носили длинные волосы – это был признак знатности и богатства. Эталоном красоты был золотистый оттенок (скорее всего, под ним подразумевается светло русый цвет). Также ценились блондинки и обладательницы волос других светлых оттенков. Темный цвет считался вульгарным. Чтобы соответствовать стандартам гречанки прибегали к отбеливанию волос или красили их.
Женские прически разнообразием не отличались. Все они сводились к разным вариациям «греческого узла», так называемому коримбосу.
Но, заботясь о прическе, гречанки безжалостно расправлялись с остальной растительностью на теле – она считалась отталкивающей.
Подлинно красивой в древней Греции считалась белокожая женщина. В сцене из Одиссеи, в которой Афина делает Пенелопу более привлекательной, есть и такие строки: «…тело стало белей у нее полированной кости слоновой».
Темная кожа выдавала неблагородное происхождение. Работая на свежем воздухе под пилящим солнцем Средиземноморья, остаться белокожей было невозможно.
Красоткам приходилось прилагать немало усилий, чтобы сделать свою кожу белой. Для отбеливания прибегали к купанию в молоке ослиц, использовали специальные мази. Именно гречанки изобрели пилинг.
Для полировки кожи использовался самый мелкий речной песок, который пропитывали соком лотоса. Применялся также скраб из морской соли. В качестве масок использовалось тесто из ячменной муки, благодаря которой кожа становилась бледней. С веснушками и морщинами боролись также нанесением масок, но уже составленными из меда, уксуса и лебединого жира.
В классический период Греции женский спорт не приветствовался. На спортивные состязания женщин даже не допускали по мотивам нравственности – атлеты на Олимпиадах и других соревнованиях выступали обнаженными.
Исключение было всего одно – соревнования колесниц. По традиции возничие были одеты, поэтому нравственность не нарушалась, и болеть за своих фаворитов греки приходили всей семьей. Более того – в гонках не возбранялось принять участие и женщине.
Известно, что в Олимпийских играх 396 и 392 гг. до н.э. победительницей дважды становилась Киниска – дочь спартанского царя Архидама II. Случай уникальный, другого такого история древнегреческих Олимпиад не знает.
Единственным древнегреческим государством, где женский спорт процветал, была Спарта. Спартанки гордились своей силой и свободой и служили предметом насмешек остальных греков. В Спарте женщины наравне с мужчинами могли заниматься в палестрах, что в остальной Греции воспринималось как разврат и падение нравов.
Но в поздний период и во время покорения Греции Римской империей женский спорт стал более распространен. Местом занятий служили термы, где часто имелись площадки для занятий гимнастикой и даже небольшие стадионы. Но моралисты однозначно относили женские спортивные занятия к «падению нравов».
Естественно, идеальной внешностью обладали далеко не все гречанки, поэтому они активно пользовались макияжем, добиваясь максимального приближения к стандартам красоты.
Лучшая косметика была привозной, ее доставляли из Египта, Индии, с Аравийского полуострова. Товар продавался дорого, из-за чего считалось, что для замужних дам пользоваться им зазорно. Исключение составляли гетеры, на которых правила не действовали. Но в поздний классический период про этот запрет практически забыли, косметика стала использоваться женщинами повсеместно.
Получили популярность пудра на основе мела, губная помада из красной глины, свинцовые белила. Из кармина делали румяна, сажу использовали для подводки бровей. Применялась также подводка для глаз и другие средства макияжа.
Получила распространение профессия каламистров, т.е. парикмахеров. Богатые женщины предпочитали купить специально обученного раба для личных надобностей. Чтобы придать волосам пышность, использовался воск, специальные лосьоны. С IV века до н.э. стали известны парики.
Судить о господствующих Греции стандартах можно по многочисленным скульптурам, фрескам, литературным произведениям, а также трактатам философов: Сократа, Аристотеля, Платона и других.
Связь физической и душевной красоты хорошо описывается словом «калоскагатос», которым обозначали людей, сочетающих привлекательность и добродетельность. На русский язык это выражение можно перевести как «прекраснодобронравный».
Андрей Золотов, специально для канала "Популярная наука"
Рубрики: | женская красота интересно MISTER_MIGELL женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |