"Великие блудницы". Они будут жить вечно на картинах гениальных художников |
Художники всегда любили живописать куртизанок: те обладали красотой, свободой поведения, знали толк в любовных утехах, умели и воображение дразнить, и умную беседу вести, в отличие от благопристойных матрон, настроенных только на ведение дома и создание семьи. А еще они, как и художники, зависели от клиентов и продавали часть себя: одни – свою способность любить, другие – способность видеть мир, и те и другие – что-то очень личное, сокровенное.
Маргерита Лути (первая половина XVI века, точные даты жизни неизвестны) родилась в семье пекаря на окраине Рима. В семнадцать лет ее обручили с пастухом Томазо Челлини. Рафаэль делал настенные росписи на вилле банкира Аугостино Киджи и подыскивал натурщицу для сюжета «Амур и Психея». Он встретил Маргериту в общественном саду и был сражен ее красотой – вот она, его Психея! Девушка рассказала о себе и с радостью приняла предложение художника приносить булочки к нему в мастерскую, а потом и позировать для него. Рафаэль отправился, как того требовали законы, к ее отцу за согласием, и заплатил за него 50 золотых монет. Пекарь поделился деньгами с женихом, и Томазо решил, что от него не убудет, если невеста подзаработает себе на приданное, тем более что цветок ее невинности он уже сорвал.
Маргерита на первом же сеансе одарила молодого и красивого художника своими ласками и вернулась домой с роскошным золотым ожерельем. Через месяц Рафаэль заплатил ее отцу 3000 золотых монет и получил Маргериту в свое полное распоряжение. Он снял для нее виллу и наслаждался ее любовью, осыпал ее дарами: золотые украшения, роскошные ткани – все ей было к лицу. Но тут ею увлекся сам банкир Агостино Киджи, и 18-летняя «Психея» охотно пошла к нему на содержание, не отказывая в любви и Рафаэлю.
И тут всеми забытый Томазо вдруг напомнил о себе, стал угрожать Маргерите и в очень неприятной форме потребовал от Рафаэля и Агостино, чтобы ему вернули невесту. Банкир и художник быстро пришли к согласию, и банкир через своего родственника заточил Томазо в монастырскую тюрьму, чему все остальные, включая Маргериту и ее отца, были очень рады. Там бедняга провел целых пять лет.
Рафаэль обожал Маргериту до конца своей жизни, она охотно ему позировала и отвечала взаимностью, но не верностью. Она спала с его учениками – для удовольствия, с богатыми заказчиками – для денег, и превратилась в одну из самых известных римских куртизанок по прозвищу Форнарина, то есть булочница. Историй про ее судьбу придумано много. Даже говорили, что она истощила неумеренными сексуальными аппетитами художника, отчего он и умер прямо в ее постели на вершине экстаза. На самом деле его доконала медицина того времени: он простыл, у него был сильный жар, и ему сделали череду кровопусканий, что при лихорадке категорически противопоказано. Он не выдержал лечения и в 37 лет умер от сердечной недостаточности.
Рафаэль оставил Форнарине солидное наследство, но она сохранила свой образ жизни и продолжала крутить романы с богачами. А в зрелом возрасте ушла в монастырь и завершила свои годы глубоко верующей монахиней.
«Форнарина», 1518–1519
«Донна Велата», 1515–1516
«Сикстинская Мадонна», 1512–1513
Филлида была не любовницей, а другом Караваджо – беспутного гения с нетрадиционной ориентацией. Она родилась в Сиене в 1580 году у дамы легкого поведения от знатного господина. После его кончины мать вместе с Филлидой переехала в Рим. В 12 лет девочка стала торговать собой на одной из римских площадей – с подачи матери, обучившей ее ремеслу. Благодаря сильному характеру и красоте она быстро продвинулась, поселилась на улице Виа дель Гамбер, где жили состоятельные «девушки», и принимала в своем доме клиентов под покровительством пятерых братьев Томмасони, а с младшим, Рануччио, у нее был долгий роман. Томмасони в течение нескольких поколений служили всесильному семейству Фарнезе. Они контролировали в Риме уличную жизнь и пользовались большим влиянием.
Лукавая и пробивная красотка научилась читать и писать, отлично рассказывала истории и слагала стихи. Ее клиентами становились все более богатые и респектабельные мужчины, и вскоре она оставила за собой право выбора покровителей. Кротостью нрава она не отличалась, постоянно носила с собою кинжал, ранила нескольких соперниц. Она помогала братьям Томмасони выбивать долги и обеспечивать защиту «девушкам».
Караваджо, завсегдатай веселого квартала, где всегда можно было найти любовь на час, выпить, поиграть в мяч или в кости, поговорить по душам, а то и подраться, обратил внимание на красивую и веселую куртизанку, в которой было что-то мальчишеское, что не могло его не притягивать. И подружился с ней. Во многих разборках она участвовала вместе с Караваджо на его стороне и охотно ему позировала.
Караваджо изобразил ее на пяти полотнах. Святая Магдалена, святая Катерина и Юдифь с головой Олоферна – это все она, куртизанка Филлида. Он написал два ее портрета. Первый, изготовленный по заказу влюбленного в нее венецианского банкира Винченцо Джустиниани, сгорел в Германии в 1945 году. Второй был написан для ее преданного поклонника адвоката папской курии Джулио Строцци, и сейчас его местонахождение неизвестно.
В 1606 году Караваджо во время игры в мяч поссорился с Рануччио Томмасони, бывшим любовником Филлиды, и смертельно ранил его шпагой. Филлида от художника отвернулась: убить за дело – это нормально, убить нечаянно, да еще столь влиятельного человека – уже слишком! Папа римский объявил Караваджо вне закона – теперь каждый встречный имел право лишить его жизни. Четыре года художник скрывался, но в 1610 году, по слухам, братья Томмасони его настигли, и от причиненных ими ран он скончался.
Филлида процветала и заняла достойное место в обществе: она занималась благотворительностью в приходской церкви, усыновила сироту, работала «наставницей куртизанок», но умерла в 37 лет от непонятной инфекции.
«Портрет куртизанки», 1597
«Марфа и Мария Магдалина», 1598
«Святая Екатерина Александрийская», 1598
«Юдифь и Олоферн», 1599
«Погребение Христа», 1603
Рыжеволосая красавица родилась в 1849 году в Нанси и носила имя Анн Роз Сюзанна Лувьо. Ее отец неизвестен, а мать, прачка, продала девственность 15-летней дочери престарелому маршаллу, на которого работала, чтобы тот каждый месяц платил девушке 500 франков ренты. Через год Анн уехала в Париж, сменила имя на Мери Лоран, выступала в цирке, играла в театре в опереттах и водевилях и жила за счет мужчин.
В 1874 году в нее влюбился американский хирург-стоматолог Уильям Эванс, услугами которого пользовались высокопоставленные персоны и члены королевских семей Европы. Он помог ей поселиться в просторном доме на улице Рим, где она открыла свой салон. И вскоре в нем собирался весь художественный авангард Парижа. Мери умела зажигать и воодушевлять и обладала врожденным чутьем на талант. Она была любовницей писателя Франсуа Коппе, министра культуры Антонена Пруста, а великий Марсель Пруст вывел ее в качестве героини в своем романе «Любовь Свана» . О ней с восхищением отзывался завсегдатай салона и литературный основоположник стиля ар-нуво Жорис Карл Гюисманс, ее верным другом стал Рейнальдо Ан, самый известный композитор «Бель эпох».
Мери завела себе сердечного друга – художника Эдуарда Мане. Роль героя-любовника приводила его в восторг. И он ради нее даже на время забыл о своем тяжком артрите. Почти каждый вечер он стоял под окнами Мери. Как только доктор Эванс уезжал, дама сердца давала знак платочком, и Мане поднимался к ней.
Однажды Мери дала знак Мане, что путь свободен. Но тут доктор Эванс вернулся за записной книжкой и в дверях столкнулся с Мане. Разгневанный дантист три дня был очень сердит и не появлялся на улице Рима. А потом решил вернуться: у Мери был еще один покровитель, который платил ей, как и доктор, 50 000 франков в год, но довольствовался только редкими встречами. Доктору вовсе не хотелось ни отказываться от нее, ни переходить в разряд «приезжай, когда у меня найдется для тебя время» .
Мане написал несколько ее портретов – сначала маслом, потом пастелью. После смерти художника Мери долго его оплакивала, часто говорила о нем со своим новым сердечным другом поэтом Стефаном Малларме. Каждую весну Мери отправлялась на могилу Мане, чтобы положить у ее изголовья ветки первой сирени, которую художник так любил.
Она ушла из жизни в 1900 году. И только благодаря ее завещанию в картинной галерее Нанси, на родине Мери, есть картина Мане «Осень», для которой она позировала.
«Мери Лоран в меховой шапке», 1882
«Осень», портрет Мери Лоран в коричневой меховой накидке, 1881
«Мери Лоран с мопсом», 1882
«Мери Лоран в черной шляпе», 1882
«Мери Лоран в шляпке», 1882
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"
Рубрики: | искусство живопись MISTER_MIGELL женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |