"Поцелуй" Климта. Неожиданные факты о знаменитой картине |
«Поцелуй» – пожалуй, самое известное и узнаваемое произведение австрийского художника Густава Климта. Вниманию публики оно впервые было представлено на выставке в 1908 году и сразу вызвало большой интерес зрителей и критиков. С тех пор популярность картины только росла, и сегодня она считается символом любви, вытесняя основную идею произведения. Познакомимся с малоизвестными фактами о знаменитой картине.
«Поцелуй» написан маслом на холсте размером 180 × 180 см. Картина изображает мужчину и женщину, слившихся в тесном любовном объятии. Они находятся на краю обрыва, усыпанного цветами. Женщина стоит на коленях, ее стопы свисают над пропастью. Ее лицо обращено к зрителю.
Лица мужчины не видно, можно рассмотреть лишь его темные волосы с венком из плюща и мускулистую шею. Мужчина поддерживает голову женщины и целует ее в правую щеку. Пара находится в такой тесной близости, что границу их тел можно определить лишь по разным узорам на одеяниях: черные и белые прямоугольники у мужчины, круглый и разноцветный орнамент у его подруги.
Густав Климт в молодости
Климт использует и другие материалы, помимо масляных красок: золотую фольгу, эмульсию золотого порошка, серебро, свинец, платину. Фон картины выполнен с помощью сусального золота. «Поцелуй» относится к «золотому» периоду в творчестве художника, когда Климт активно использовал листовое сусальное золото в своих работах. Сегодня картина выставляется в галерее Бельведер в одноименном венском дворце.
1. Картина впервые предстала перед публикой на Венской художественной выставке под названием «Влюблённые». Интересно, что на тот момент она еще даже не была окончена, но, несмотря на это, была сразу же приобретена Современной галереей в Нижнем Бельведере, где находится и поныне. Причем цена была по тем временам баснословной: 25 тысяч золотых крон. В следующем году художник доработал картину: переделал цветочную лужайку и устранил кое-какие анатомические неточности.
2. На выставке картина «Поцелуй» экспонировалась вместе с другими произведениями Климта в отдельном зале, причем художник сам был в числе организаторов выставки. Панданом (парным образом) для «Поцелуя» стала другая его известная картина «Три возраста женщины» того же размера и выполненная в схожей технике. На ней Климт изобразил разные стадии жизни и три аспекта женственности.
«Три возраста женщины»
3. Сюжет картины вызывал разные интерпретации у исследователей искусства. Одни считали, что она несет в себе глубокий эротический подтекст, подчеркнутый прямоугольным узором на одеждах мужчины и круглым – на одеянии женщины, отсылая к мужскому и женскому началам. Любовное объятие действующих лиц – прелюдия к более тесной близости.
Другие искусствоведы и исследователи творчества Густава Климта смотрят на «Поцелуй» иначе. Они полагают, что тесное объятие влюбленных – вовсе не прелюдия, а, скорее, символ глубокой привязанности, нежности, заботы друг о друге и характер их объятия в высшей степени невинный.
4. Исследователей занимает вопрос, кто послужил прообразом для изображенной на картине женщины. Многие полагают, что в качестве модели Климт использовал свою возлюбленную – модельера Эмилию Флёге, а прообразом для мужчины стал он сам. Эмилия, правда, была темноволосой, а у женщины на картине волосы рыжие. Но Климт вполне мог изменить их цвет в целях анонимности.
Климт и Эмилия Флёге
Эмилия Флёге познакомилась с Климтом, когда ей было 17 лет, и тогда же он написал ее первый портрет. Их роман был бурным, но недолгим. Эмилия разорвала отношения с художником после его многочисленных измен. Впрочем, они до конца жизни сохраняли дружеские отношения. И на смертном одре Густав Климт призывал к себе именно ее.
5. Картина стала вдохновением для многих деятелей искусства – как современников Климта, так и в более поздние периоды. Среди тех, кто находился под большим влиянием Климта, был известный французский экспрессионист Эгон Шиле. Долгое время он следовал манере Климта в собственных произведениях, но затем выработал индивидуальный стиль.
«Кардинал и монахиня»
В 1912 году Шиле написал сатирическую картину «Кардинал и монахиня», пародирующую климтовский «Поцелуй». Она стала своеобразной «темной противоположностью» за счет скандального, провокационного содержания. Утонченности и таинственности Климта Шиле противопоставил грубость, откровенность, бессилие сопротивляться греховному вожделению.
6. В эпоху постмодернизма «Поцелуй» стал слыть символом любви и несколько опошлился за счет бесчисленных репродукций. Причем эти репродукции можно сегодня встретить на самых прозаичных и бытовых предметах: кофейных чашках, галстуках, карандашах, собачьих попонках, упаковках товаров для взрослых. Обилие сувенирной продукции с «Поцелуем» скатывается в китч.
Откуда такая популярность, которая даже получила отдельное прозвище – «климтомания»? Одна из версий, предложенных искусствоведами, такова: обилие золота в картине. Люди рефлекторно реагируют на золото, им нравится на него смотреть, а по картине «Поцелуй» чувствуется, что художник стремился сотворить нечто драгоценное. Возможно, играет также роль сочетание чувственности и невинности в объятии пары: многие хотят воспринимать любовь именно в таком ключе.
7. И в продолжение предыдущего пункта. В галерее Бельведер, где выставлен оригинал «Поцелуя», есть специальная услуга. В День Святого Валентина гости галереи могут приобрести особый билет. В него входит бокал шампанского + возможность поцеловаться на фоне знаменитой картины + участие в розыгрыше возможности регистрации брака в Бельведере (или венчание в церкви при дворце).
Рубрики: | искусство живопись MISTER_MIGELL любовь женщина глазами мужчины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |