Если б я была царицей...
Это хорошо, что я не помню свои прошлые жизни. Тем более, не помнит их только моё нынешнее сознание. А весь опыт хранится где надо, копится и преобразует меня и события моей нынешней жизни. Так что я считаю, всё отлично устроено. Будда вспомнил все свои прошлые воплощения, только когда засел под дерево боддхи и сидел там три дня, пока не просветлился. Ну, так то ж Будда! В своём последнем воплощении он родился царём, то есть к этому воплощению накопил такой запас благой кармы, что в материальном мире получил всё, о чём только можно мечтать. Вот когда я в следующий раз воплощусь царевной, тогда и буду искать своё дерево, чтобы сесть под него и вспомнить о том, как я была русской девушкой Аней, а пока меня, по правде говоря, не интересуют подробности моих прошлых жизней.
Кроме того, отчасти мои прежние воплощения отражены в нынешней проявленной карме. В книге Манфреда Зегерса "Знание о медитации", которую я сейчас продолжаю читать, вкратце описаны условия проявления кармы:
-
щедрость ведёт к богатству и таким образом обеспечивает материальную основу;
-
правильное поведение - причина обретения хорошего тела, в лучшем случае - драгоценного человеческого тела со всеми описанными преимуществами;
-
терпение способствует жизни в хорошем окружении, среди друзей, которые поддерживают нас, и т. д.
Итак, посмотрим, что мы имеем: в прошлый раз я была в меру щедра, но, в общем, деньгами не швырялась; вела себя правильно, с внутренней этикой у меня был почти порядок; и я была очень, очень и очень терпелива (или терпелив)! Вот такой довольно исчерпывающий портрет маслом.
Теперь что касается значения конкретных терминов: щедрость, правильное поведение и терпение - что под ними понимать. И снова обращаемся к г-ну Зегерсу:
"Быть
щедрым - значит давать другим материальные вещи, защиту от трудностей или Учение. Кроме того, давать любовь и проявлять любящую доброту - также одна из форм щедрости. Суть щедрости - это открытый настрой ума, с которым без привязанности даёшь существам всё, что необходимо. При этом важно не иметь каких-либо ожиданий вознаграждения.
О сути щедрости есть маленькая история из жизни Миларепы - великого йогина и поэта, жившего в Тибете в XI в. Однажды вечером он вернулся из деревни в свою пещеру и встретил там трёх разбойников. Те пытались что-то украсть из пещеры, но ничего в ней не нашли. Преисполненный сочувствия к этим трём ворам, Миларепа сказал им: "Если я не могу ничего найти в моей пещере днём, как вы хотели найти там что-нибудь ночью?" Один из них ответил: "Мы слышали, что ты йогин, а йогин должен быть щедрым. Как ты хочешь упражняться в щедрости, если ничем не владеешь? Ты здесь наверняка что-то спрятал. Отдай это". В ответ Миларепа заметил: "Если бы щедрость означала удовлетворение всех желаний существ, щедрым не мог бы быть и сам Будда, ведь желания существ неисчерпаемы. В действительности щедрость означает настрой ума, свободный от любой привязанности". Разбойники были настолько впечатлены, что позже стали его учениками."
Я знаю, что у меня с привязанностью не всё в порядке. Будем работать.
Итак, едем дальше. Следующее в списке качеств - правильное поведение.
"
Правильное поведение - означает развитие внимательности в том направлении, чтобы не вредить другим и приносить как можно больше пользы.
К разряду плохих привычек, от которых мы отказываемся, практикуя правильное поведение, относятся, наряду с убийством, воровством и ложью, также изменение сознания, достигаемые за счет принятия наркотиков или иных одурманивающих средств. Если перекладывать ответственность за своё счастье на пивоварни, химическую и табачную промышленность, тем самым постоянно притупляя ум, наносишь вред себе и другим. Взять на себя ответственность за свою собственную жизнь означает развивать любовь и сочувствие к другим, действовать для их пользы."
"
Тренировка терпения означает отказ от любой склонности к раздражению или гневу: ничему нельзя позволить выводить нас из равновесия.
Мы должны учиться принимать любые возникающие трудности и использовать их для своего развития. Если терпеливо стараться переносить всё - попытки других навредить нам или просто различные виды страданий, - преодоление этих преград на пути даст большую силу. Конечно, это не означает, что нужно позволять делать с собой всё, что угодно. Просто следует во всём ориентироваться на максимальную пользу для других.
При этом могут быть очень полезными некоторые размышления о причинах мешающих чувств. Чаще всего ситуация возникает внезапно, потому что сошлось много различных обстоятельств, и появляется гнев. Если мы сами дали повод для раздражения, то нужно извиниться и изменить своё поведение. Другой человек тоже вышел из себя, сам того не желая. Он не может по-другому думать, говорить и действовать, так как у него очень сильны привычки неизбежно гневаться в определённых ситуациях. Мы не можем злиться на этого человека - ведь он не полностью осознаёт, что делает, и у него для действий нет никакого свободного пространства.
Столь же бессмысленно было бы злиться на предмет, который на нас падает и ранит : он тоже не осознаёт ситуацию. Нет никаких серьёзных оснований реагировать агрессивно".
Понимаете? Нет оснований разрушать себя злостью, а мы что делаем? И сколько раз на дню? Бедные, больные человечки, сами себя кусают и пинают. Давайте полегче! Побольше любви! Она к вам обязательно вернётся!