Аноним обратиться по имени
Пятница, 30 Сентября 2011 г. 20:44 (ссылка)
В. А. Воронцов
ЗАГАДКИ СВЯТОГО ГРААЛЯ И ИХ РАЗГАДКА
«Код да Винчи» Дэна Брауна вывал совершенно фантастический интерес у читающей публики. Этот мировой бестселлер сумел пробудить у читателей острый к интерес к тайным знаниям, якобы, скрытым в религиозной символике, в произведениях искусства, в древних легендах и мифах. Продукт безудержной фантазии автора, стремящегосы доказывать, что Мария Магдалина была любовницей Иисуса, что у них был общий ребёнок, что церковь многие века скрывала от верующих взрывоопасную правду, сумел весьма основательно поколебать религиозные убеждния у массы глубоко веровавших людей.
Реакция церковных и научных кругов не заставила себя ждать. На писателя посыпались обвинения в богохульстве, некомпетентности. Появились книги, многочисленные статьи, авторы которых пытались разобраться в ошибках Брауна, пролить свет на таинственное сокровище — Священный Грааль, который, по мнению Брауна, позволял тамплиерам шантажировать Ватикан, что и объясняло природу их несметных богатств. Надо сказать, что после всех этих публикаций Грааль отнюдь не потерял своей загадочности и продолжает будоражить умы не только любителей фантазии. В данной статье автор попытался пролить свет на основные загадки, связанные с Граалем.
Грааль в западно-европейских легендах чаще всего фигурирует в качестве таинственного сосуда, обладающего комплексом чудесных свойств. Ради приобретения его благодати средневековые рыцари совершали различного рода подвиги. Обычно считалось, что Грааль это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело Христа. Это побудило многих исследователей отождествлять Грааль с различными церковными реликвариями — драгоценными вместилищами для материализованной святыни. Сведения о находках подобных граалей публикуются регулярно. Критическое отношение к таким открытиям вполне объяснимо. Дело в том, что приблизиться к церковным реликвариям традиционно может каждый верующий и неверующий. Для этого вовсе не надо скакть на Восток в тяжёлых рыцарских доспехах и совершать различного рода подвиги.
В некоторых версиях Грааль выступает вкачестве атрибута прекрасной дамы. Есть также версии, в которых Грааль неразрывно связан с мёртвой головой, поэтому существуют попытки связать истоки этого образа с Иоанном Крестителем.
Часто предполагалось, что Грааль является чашей, которая изначально служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, т. е. была чашей причащения во время первой литургии. Грааль обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами. Эта черта сближает Грааль с мифологическими символами изобилия: рог изобилия, манна небесная.
С Граалем неотделимы ещё два предмета, которые зачастую сливаются в неразрывное целое. Этими предметами являются чудодейственное копьё, которое некогда пронзило тело распятого Христа, а также заветный меч царя Давида, уготованный рыцарю-девственнику.
При осмыслении самых разных версий невольно рождается вопрос: если Грааль существовал и изначально был связан с личностью Иисуса, то почему о нём больше тысячелетия молчали и вспомнили только в цикле романов. Из всех романов, посвящённых Граалю, самым известным, и авторитетным, бесспорно, является «Персифаль», написанный между 1195 и 1216. Автором этого романа является Вольфрам фон Эшенбах, который был баварским рыцарем. Говоря о Граале, он руководствовался информацией, полченной от некоего Киота Провансальского. Самому Киоту историю Грааля поведал язычник по имени Флегетанис, который был очень уважаем за его учёность. Он родился от отца-араба и поклонялся тельцу. Изучая звёзды, он установил, что издревле существовал предмет, именуемый Граалем. Войско ангелов перенесло его на землю. С тех пор о нём должны были заботиться люди, ставшие христианами и такие же чистые как христиане.
Важно отметить, что в данном случае сведения о природе подлинного Грааля, изначально пребывавшего на небесах, получены из мусульманской Испании, а точнее из Толедо — важного центра мусульманской эзотерики.
Для решения проблемы Грааля попытаемся решить давнюю загадку, связанную с христианской символикой: выяснить причину появления полумесяца на кресте. Этот символ тесно связан с православием, поскольку именно на православных храмах полумесяц встечается регулярно.
Расхожее мнение, согласно которому крест над полумесяцем символизирует победу христианства над мусульманством, полностью игнорирует тот факт, что подобный символ мог широко использоваться в Византии задолго до первых крестовых походов. Дело в том, что полумесяц был символом Константинополя. В совокупности с крестом он мог трактоваться как символ константинопольской (вселенской) патриархии.
Следует заметить, что турки переняли полумесяц как символ счастья, как доброе предзнаменование во время захвата Константинополя и только со временем он стал общемусульманским символом. Особо стоит подчеркнуть, что в турецком языке hayeirli «счастливый». Это арабское слово широко используется мусульманами. Так, например, в татарском хәерле «благополучный», «счастливый», «спокойный». Норманы могли перенять это слово у тюрок или персов ещё во время первых набегов на Константинополь и завезти его на Крит, во Францию, Испанию, Англию. По всей видимости, само имя Персифаля подтверждает связь его предков с Персией.
Следует заметить, что издревле норманны занимались не только пиратством. Те из них, кто был способен соблюдать правила нравственности, рыцарской чести традиционно оказывали неоценимую услугу Константинополю, защищая его от внешних и внутренних врагов. Всё это могло способствовать появлению ассоциации между рыцарской честью и охраной Грааля, священного центра православия.
Если связать Грааль с полумесяцем на распятии, то можно получить вполне убедительные ответы на множество вопросов, связанных с этим таинственным объектом. Так, например, полумесяц на распятии вполне может ассоциироваться с чашей, в которую стекает кровь распятого Христа. При наличии полумесяца, в структуре креста можно обнаружить и копьё, которым протыкали тело Христа, и заветный меч царя Давида.
Рог месяца, перенесённый на землю ангелами, мог трактоваться как рог изобилия, как хлеб ангелов, как пища небесная. Его появление на земле, описанное в Парцифале, вполне согласуется с отождествлением Грааля и полумесяца, а само имя Парцифаль может свидетельствовать о персидских корнях этого героя.
Связь Грааля с мёртвой головой станет очевидной, если вспомнить про место распятия Иисуса Христа — Голгофу. Название этой горы переводится как «череп». Христианское богословие отождествило Голгофу с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, вытекающая из его ран, омыла Адама и в его лице всё человечество, от скверны греха. Связь этого сакрального центра мира, этой святой горы с чудесным мечом могла найти отражение в былине о Святогоре.
Учитывая, что серп издревле изображался рядом с планетой Венерой, можно объяснить трактовку Грааля в качестве атрибута прекрасной дамы.
Стремление обнаружить подлинный Грааль, обзавестись чудесным копьём, мечом побуждало многих рыцарей не только участвовать в Крестовых походах, но и производить раскопки в Иерусалиме. Чтобы избежать конкуренции, раскопки эти производились с максимальной конспирацией, что и породило различные слухи, легенды, предания.